В 2008 г. «АвтоВАЗ» увеличил
производство на 8,9% по сравнению с предыдущим годом. Но из-за
падающих продаж в этом году автоконцерну придется, наоборот,
притормаживать конвейер
Екатерина Назарова
В прошлом году «АвтоВАЗ» выпустил
801 600 Lada, но продано только 728 000, рассказали
«Ведомостям» в пресс-службе предприятия. В 2007 г. продажи
были выше — 770 000 машин.
Самой популярной моделью по итогам года
стала Lada 2107. Их выпущено 175 500 штук (21,9% от
общего производства). Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак считает,
что и в 2009 г. «семерка» останется самой популярной моделью
«АвтоВАЗа». «Эта машина стоит 150 000-188 000 руб.,
а даже самая дешевая комплектация “Оки” —
160 000 руб.», — отмечает Пак.
По словам Пака, почти все модели
«АвтоВАЗа» стоят до 350 000 руб., а покупателям
автомобилей в этом ценовом сегменте правительство обещало
субсидировать часть ставки по кредитам. Если обещание исполнят,
«АвтоВАЗ» сможет удержать продажи на прошлогоднем уровне. В
противном случае Пак прогнозирует их падение на
20%.
При таком уровне продаж «АвтоВАЗу» нужно
сократить производство до 650 000 автомобилей, говорит
аналитик ВТБ Елена Сахнова. По ее словам, это уровень
1998-1999 гг., когда производилось по
670 000-680 000 Lada. Директор агентства «Автостат»
Сергей Целиков говорит, что комфортный запас на складах —
примерно 50 000 автомобилей, поэтому производство нужно
сокращать не более чем на 50 000-60 000 машин от
уровня 2008 г. По его мнению, этому поможет остановка
конвейера: с 25 декабря по 2 февраля на «АвтоВАЗе»
каникулы. Также в конце прошлого года руководство завода заявляло,
что планируется выполнить февральский план лишь наполовину,
выпустив 36 000-38 000 машин. Если автомобили будут
плохо продаваться, возможен такой же усеченный план и в марте,
считает Целиков.
Представители «АвтоВАЗа» отказались говорить о
плане производства на этот год. «Это коммерческая информация,
которая не подлежит распространению».
Пак и Целиков знают, что план пока не
принят, поскольку тенденции рынка прояснятся по итогам
I квартала.
По оценке Пака, несмотря на снижение
продаж, выручка «АвтоВАЗа» по МСФО по итогам 2008 г.
увеличится на 2,9% до 193 млрд руб. по сравнению с предыдущим
годом. Это обусловлено ростом цен на вазовские машины — в
среднем на 4,4% за год. Но при этом, по расчетам Пака, чистая
прибыль автоконцерна из-за роста зарплат и повышения цен на металл
в первом полугодии может снизиться до 2,5-3 млрд руб. против
3,7 млрд руб. в 2007 г.