Время наполеоновских планов в автопроме
прошло. Российские заводы выпускают все меньше машин и
пересматривают инвестпрограммы
Глеб Столяров, Анастасия Дагаева
АвтоВАЗ "продлевает новогодние каникулы",
говорится в сообщении компании. Нерабочими днями объявлены
29-30 декабря и 13-16 января. «АвтоВАЗ» будет стоять,
чтобы провести традиционную профилактику и «сформировать
необходимые запасы материалов и комплектующих». С недостатком
оборотных средств или спадом продаж представитель «АвтоВАЗа»
продление каникул не связывает.
За незапланированные выходные «АвтоВАЗ»,
делающий 3500 машин в день, недовыпустит
28 000 автомобилей. Сотрудник компании рассказал, что
сейчас на складах «АвтоВАЗа» и дилеров по-прежнему держится
товарный остаток в 100 000 автомобилей, в полтора раза
больше нормы. Спрос на Lada остается «вялотекуще стабильным», но
дилеры не могут расплатиться с «АвтоВАЗом» из-за того, что банки не
дают им кредиты, говорит директор по маркетингу «Ростокино-Лада»
Елена Андронова. Два дилера рассказали «Ведомостям», что за счет
дополнительных выходных «АвтоВАЗ» рассчитывает снизить товарные
остатки и увеличить запасы комплектующих в ожидании перебоев в
поставках.
«По-хорошему “АвтоВАЗ” должен остановиться уже
сейчас, а не работать на склад», — считает аналитик ВТБ Елена
Сахнова, а каникулы могут быть продлены. За весь 2008 год
«АвтоВАЗ» продаст автомобилей на 13% меньше, чем в
2007 г., — около 670 000 шт., прогнозирует
Сахнова, его выручка сократится более чем на 7%.
«Камаз» сокращает свою производственную
программу на 2008 г. на 11% — до
54 800 автомобилей и недовыпустит, таким образом,
7000 машин, рассказал представитель компании. Сейчас главная
проблема в кризисе лизинговой системы, говорит сотрудник «Камаза».
Но и самому «Камазу» денег не хватает: его инвестпрограмма будет
сокращаться. Сотрудник компании сообщил, что в этом году компания
вложит $175 млн вместо запланированных $250 млн (на
30% меньше), а инвестпрограмма на 2009 г. будет сокращена
вдвое — до $150 млн.
Автопроизводители надеются на господдержку.
Аналитики «Камаза» подсчитали, что для поддержки лизинга в
автопроме нужно 15 млрд руб. А сам «Камаз» готовит заявку в
ВЭБ на проектное финансирование — ему требуется 12 млрд
руб. на уже начатые проекты по проектированию и внедрению новой
кабины и раздаточной коробки. Группа свои запросы не комментирует,
а «АвтоВАЗ» ранее объявлял о желании получить 26 млрд руб. на
пополнение оборотного капитала. Группа ГАЗ, которая только за
сентябрь — октябрь выпустит на 4000 «Газелей» меньше
плана, запрашивает у ВЭБа проектное финансирование в $400 млн
для завершения программы выпуска дизельного двигателя ЯМЗ-530, в
которую уже вложено около $300 млн.
Российский авторынок ждет падение. О
глобальных планах можно забыть как минимум на год-два, сокрушается
аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак: «Камаз» не сможет к
2011 г. увеличить выпуск на 30%, ГАЗ вряд ли локализует в
2010 г. Maxus, а к 2012 г. — выпустит первую
«Газель-3», «АвтоВАЗ» вернется к рассмотрению проекта Lada на базе
Logan не раньше лета следующего года.