Данара Чурюмова
Продавцы бытовой техники готовы тратить деньги
на открытие новых магазинов, несмотря на кризис. Отраслевые
эксперты считают экспансию опасной стратегией из-за угрозы резкого
сокращения спроса.
Компания «Эльдорадо» в 2008 году открыла 55
собственных магазинов и вышла на 14 новых рынков. Инвестиции
превысили $50 млн. В 2009 году экспансия «Эльдорадо» будет не такой
масштабной. Сеть планирует открыть 13 магазинов, из которых пока
открыты два. «Рассматриваются предложения по открытию еще 14
собственных магазинов», — заявил менеджер по связям с
общественностью Антон Пантелеев. Если решение будет принято,
«Эльдорадо» увеличит сеть на 27 магазинов — до 412 точек. Масштабы
экспансии ритейлера в 2009 году сократятся в 2−4 раза.
Число торговых точек «М.Видео» увеличилось в
2008 году на 35 магазинов, до 157. В этом году компания объявила о
планах открыть более 20 магазинов, из них четыре заработали в
первом квартале 2009 года. В настоящее время в розничной сети
компании находится 157 точек. Темпы экспансии сократились почти в
два раза.
Сеть «Техносила» в декабре 2007 года насчитывала
105 собственных точек, в конце 2008 года это число увеличилось до
115. Сейчас у фирмы 123 собственных магазина. Светлана Лыжина из
«Техносилы-Инвест» сообщила, что компания готовится запустить до 20
новых собственных магазинов с сентября по декабрь 2009 года. Если
план будет выполнен, темпы роста сети в 2009 году увеличатся.
Ритейлер MediaMarkt в прошлом году открыл четыре
магазина, закрытий не было. MediaMarkt планирует в этом году
открыть 5−8 новых магазинов в Москве, Самаре, Тольятти, Казани и
Санкт-Петербурге. В России компания владеет 14 магазинами.
В конце 2007 года в сеть «Мира» входили 56
магазинов, в мае 2008 года у компании было 70 торговых точек, а в
настоящее время на официальном сайте компании сообщается, что в
сети 63 магазина. «Было очень непросто закрывать недавно
открывшиеся магазины, но компании пришлось пойти на это», — сетует
директор по связям с общественностью Елизавета Тотунова. В 2009
году в Татарстане было закрыто три магазина. Программу на 2009 год
компания не раскрывает.
«В данный момент сложились довольно
привлекательные условия для расширения рыночной доли, —
констатирует Ирина Яроцкая, аналитик инвестиционной группы
«Открытие». - Это широкое предложение торговых площадей и
привлекательные уровни арендных ставок, большое предложение
специалистов, которые готовы работать за ту же зарплату, что и год
назад».
Максим Клягин, аналитик «Финам Менеджмент»,
называет открытие новых магазинов логичным, несмотря на кризис.
«Фундаментально рынок остается привлекательным, и крупные игроки
могут воспользоваться благоприятным моментом. Стоимость развития
путем открытия новых магазинов существенно ниже, чем в докризисный
период».
Мария Сулима, аналитик по потребительскому
рынку компании «Метрополь», полагает, что магазины будут
открываться в основном на арендованных площадях: «Строить в текущих
условиях — это неоправданная стратегия».
Эксперт предостерегает — существует риск резкого
снижения покупательского спроса: «В первом квартале сети могли
получить хорошую выручку на фоне опасений дальнейшего снижения
курса рубля. На фоне укрепления курса рубля таких трат не
предвидится. Электроника и бытовая техника - это не предметы первой
необходимости».