Может оказаться петербургский завод GM, если
сменит собственников
Михаил Серов
Российский завод GM единственный в Европе
выпускает автомобили под брендом Chevrolet, который станет основным
для американского автоконцерна после завершения процедуры его
банкротства. Но петербургский актив GM входит в европейское
подразделение концерна. Оно управляет активами Opel, которые теперь
намерены купить канадская Magna и российский Сбербанк. Таким
образом, петербургский завод GM может также перейти под контроль
канадско-российского консорциума. В этом случае, считают эксперты,
основным автомобильным брендом для него может стать Opel.
Компания General Motors, которая в понедельник
объявила о банкротстве, после реструктуризации, в ходе которой она
прейдет под контроль правительства США, намерена сконцентрироваться
на бренде Chevrolet. Крупнейшими собственниками Opel, его основного
европейского актива, станут выступающие в консорциуме канадская
Magna (20%) и российский Сбербанк (35%). Доля самой GM в Opel
сократится до 35%.
Пока активами Opel управляет европейское
подразделение GM. Под его руководством находится и петербургский
завод компании открытый в ноябре прошлого года. По словам Сергея
Лепнухова, директора по связям с общественностью "Дженерал Моторз
СНГ", сейчас активы GM Europe, в которых заинтересованы Magna и
Сбербанк, передаются в компанию Adam Opel GmbH. Именно она, говорит
господин Лепнухов, станет предметом сделки. Но пока не понятно,
перейдет ли петербургский завод GM от GM Europe к Adam Opel GmbH,
говорит Сергей Лепнухов. Об этом станет известно в ближайшие
недели, уточнил он. При этом именно GM Europe уже подписал
меморандум о взаимопонимании с Magna, который предполагает
выделение европейским активам компании, в том числе петербургскому
заводу, €1,5 млрд на осуществление операционной деятельности.
Однако петербургский завод GM единственный в
Европе выпускает автомобили Chevrolet. Сейчас он производит
внедорожники Chevrolet Captiva и Opel Antara. В июле на
петербургский конвейер GM встанет также новая глобальная модель от
Chevrolet — седан Cruze. Ожидается, что его производство займет
основную долю мощностей предприятия, которое рассчитано на выпуск
70 тыс. автомобилей в год.
Впрочем, согласно плану Magna по развитию Opel,
именно Россия станет ключевым для автопроизводителя рынком, где
бренд должен занять до 20%. В прошлом году Opel реализовала в
России 98,8 тыс. авто, заняв 3,5% на отечественном авторынке (4,75%
на рынке иномарок). В январе — апреле этого года в стране было
реализовано 15,5 тыс. Opel, доля бренда на отечественном авторынке
составила 3% (4,1% на рынке иномарок). Эксперты отмечают, что
сохранить лидирующие позиции на российском рынке смогут только
автоконцерны, имеющие производство внутри страны, в то время как
импортные автомобили утратят свои позиции.
Локализовать значительные объемы производства
Opel в России готова группа ГАЗ. Компания Олега Дерипаски выступает
индустриальным партнером Сбербанка в сделке по покупке Opel. Группа
предлагает свои мощности, на которых планировалось выпускать Volga
Siber, они рассчитаны на производство 180 тыс. авто в год. Но этого
недостаточно, чтобы занять 20% российского рынка, даже если речь
идет только о рынке иномарок, отмечают аналитики.
Кроме того, как ранее сообщил генеральный
директор петербургского завода GM Ханс Юрген Мишель, на предприятии
планируется производить до пяти моделей. Помимо Captiva, Antara и
Cruze, по данным "Ъ", локализовать на нем предполагается новую Opel
Astra и бизнес-седан Opel Insignia. "Если петербургский завод
GM перейдет под контроль Magna и Сбербанка, в последующем, с учетом
взятых обязательств, они, безусловно, захотят загружать его
мощности прежде всего автомобилями Opel, однако отказываться от
Chevrolet, в частности от Cruze, наверное, не станут. Тем более что
GM останется акционером Opel", — считает Михаил Пак, аналитик ИФК
"Метрополь".
Сергей Лепнухов в свою очередь отмечает, что
даже если завод останется в структуре обновленной GM, на его
дальнейшей деятельности это никак не скажется, особенно с учетом
того, что европейские активы концерна не подпадают под процедуру
банкротства.
Вчера глава Magna Зигфрид Вольф сообщил Reuters, что сделку по
покупке Opel планируется закрыть в сентябре.