Сверхлёгкая авиация поможет в исследовании
прибрежной зоны Байкала
Российские и швейцарские учёные начали
исследовать с воздуха самое глубокое пресное озеро на планете.
Проект рассчитан на три года, за это время экологи предполагают
собрать новую информацию о состоянии Байкала.
С 2008 по 2010 год Байкал изучали с помощью глубоководных аппаратов
«Мир-1» и «Мир-2». За три года работы было совершено несколько
открытий, накопленный материал до сих пор обрабатывают в четырёх
научно-исследовательских институтах Российской академии наук.
По словам заместителя председателя комитета
Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
профессора МГУ Михаила Слипенчука, поскольку глубины Байкала
удалось изучить довольно основательно, дальнейший мониторинг решили
провести с воздуха.
«Миры» отправились в Швейцарию, на Женевское
озеро, а обратным маршрутом прибыли три дельталёта, которые будут
изучать воздух и поверхностные воды Байкала.
Дельталёт – моторный сверхлёгкий летательный
аппарат с гибким крылом по типу дельтаплана. Он имеет 10-метровый
размах крыла. Машину можно нагрузить до 250 кг. Аппарат может
взлетать с любой поверхности. Стоимость каждого из них – около 2
млн руб. Однако оборудование, которым напичканы эти аппараты,
оценивается в десятки раз дороже.
Использование дельталётов – часть международного
проекта «ТрансЕвразийский перелёт Леман – Байкал». Он проводится по
инициативе Фонда содействия сохранению озера Байкал и Фонда
исследований озера Леман при поддержке Русского географического
общества, географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
Всероссийского общества охраны природы, Группы компаний «Метрополь»
и международной биофармацевтической компании FERRING.
Экспедиция стартовала 17 мая с берега Женевского
озера. За месяц её участники тестировали научные методы, которые
предполагается использовать на Байкале, на маршруте перелёта через
Швейцарию, Германию, Австрию, Словакию, Польшу, Эстонию. 14 июня
дельталёты приземлились в Пскове – там учёные исследовали Чудское
озеро.
В середине июля управляемая российскими и
французскими пилотами техника начала работать в Сибири. Сперва
совершили облёты территории дельты Селенги – крупнейшего из более
чем трёхсот притоков «сибирского моря». Объектами исследований
стали воздушный бассейн, вода, почва и леса.
«Для мониторинга используется самое современное
технологическое оборудование, предназначенное для дистанционного
зондирования атмосферы и поверхностного слоя воды, – радары,
лазеры, фото- и видеоаппаратура, в том числе Томского института
оптики атмосферы, Байкальского института природопользования,
Института физики атмосферы», – сообщил исполнительный директор
Фонда содействия сохранению озера Байкал Роман Афонин.
«Подобного рода исследования на Байкале никогда
не проводились. Я уверен, что опыт, который мы получим, будет
востребован не только наукой, но и регионами. Малая авиация в
состоянии заменить дорогие в обслуживании вертолёты и самолёты,
может эффективно применяться в утилитарных целях, например, при
выявлении очагов пожаров, при исследовании биологического покрова,
оценке биомассы, выявлении браконьеров, в различных природоохранных
мероприятиях, в том числе экологическом туризме», – считает Михаил
Слипенчук.
Уникальные дельталёты презентовали на
Международном эколого-туристическом форуме «Экотуризм на Байкале +
20», прошедшем в Бурятии.
Он был организован Федеральным агентством по
туризму и правительством Республики Бурятия. В форуме участвовали
учёные, эксперты, туроператоры, экологи, бизнесмены и журналисты из
14 стран.
Александр Иванов,
корреспондент газеты
«Восточно-Сибирский путь»
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=927349&archive=2013.07.24