Автопроизводители собираются просить о новых
механизмах поддержки
Совещание о развитии автопрома премьер Дмитрий Медведев проведет в
пятницу на «АвтоВАЗе»
Владимир Штанов
Автопроизводители хотят обсудить с премьером
Дмитрием Медведевым меры поддержки
«Я хочу съездить, посмотреть, как дела на
«АвтоВАЗе», заодно поговорю там с автомобилистами, буквально
послезавтра», – сообщил в среду Медведев (цитата по www.government.ru). Планируется
обсудить ситуацию на рынке, который продолжает сокращаться (в 2015
г. продажи автомобилей в России упали на 35%), и меры господдержки,
поясняют сотрудники трех автоконцернов.
В этом году правительство продлило основные
программы стимулирования спроса на автомобили (обновление парка,
льготный автолизинг, льготное автокредитование) – на это будет
потрачено почти 40 млрд руб. Около 5 млрд руб. будет выделено на
компенсацию части логистических затрат при экспорте. Чиновники
надеются, что в этом году господдержка позволит сохранить
производство автомобилей на уровне 2015 г.
Готовят предложения и сами
автоконцерны. «АвтоВАЗ» скорее всего будет говорить помимо прочего
о господдержке при оптимизации численности, считает сотрудник
одного из автоконцернов (представитель завода на вопросы не
ответил). В октябре 2015 г. (более свежих данных нет) на
предприятиях автомобилестроения трудилось 176 422 человека – почти
на 9% меньше, чем годом ранее, по данным «АСМ-холдинга». В 2016 г.
рынок сократится меньше, чем в 2015 г., поэтому в этом году
оптимизация численности может составить 3–5%, считает аналитик
«Метрополя» Андрей Рожков.
Группа ГАЗ, по словам ее вице-президента Елены
Матвеевой, попросит продлить в 2016 г. программу временной
занятости с акцентом на дообучение персонала, а не переобучение
ушедших (уходящих) людей. Важно сохранить финансирование программы
субсидирования части процентных выплат по инвесткредитам,
продолжает она: предполагаемых средств (7,2 млрд руб. –
«Ведомости») и так недостаточно. Основной темой совещания будет
долгосрочное развитие автопрома, сообщили сотрудники четырех
автоконцернов. Президент Владимир Путин поручил подготовить к 1
марта 2016 г. стратегию развития отрасли, рассчитанную до 2025 г. К
марту скорее всего будут готовы основные положения документа, а
финальная версия появится летом, говорят источники «Ведомостей».
Стратегия до 2020 г., разработанная в 2010 г., хоть и
корректировалась, сильно устарела. По ней рынок должен достичь
около 4 млн автомобилей (включая 3,5 млн легковых), напоминают
собеседники «Ведомостей». А по базовому прогнозу PwC, к примеру, в
2020 г. в России будет продано 2,4 млн легковых машин.
Скорректировать нужно прежде всего прогноз рынка – от этого зависит
в том числе, как определить требуемую господдержку и проч.,
объясняет один из собеседников «Ведомостей». По мнению Матвеевой,
правильнее сделать акцент на технологические критерии, которые
показывают, какой транспорт требуется, с какими параметрами
безопасности, экологии, системами контроля.
Нужно разработать меры, которые сохранят режим,
схожий с промсборкой, например за счет субсидий, считает один из
источников. Подобный механизм будет работать в последние годы
действия соглашений о промсборке (2018–2020 гг.), так как по
условиям ВТО Россия обязана отменить льготные таможенные пошлины.
Главное, чтобы новый механизм стимулировал повышение локализации,
считает Матвеева.
http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/01/21/624832-avtoproizvoditeli-podderzhki