Volkswagen ждут к осениРоссийские чиновники уверены, что концерн
решится строить завод в Ступине
Юлия Федоринова, Дмитрий Симаков
Переговоры российских властей и немецкого
концерна Volkswagen об организации сборочного производства в
подмосковном Ступине вышли на завершающую стадию, утверждают
чиновники. Если верить их обещаниям, Volkswagen будет собирать в
России свою модель Bora, а инвестсоглашение с автоконцерном может
быть подписано в этом году.
В 2003 г. Volkswagen реализовал в России 7408
автомобилей, из них на модель Bora пришлось лишь 839 шт. В отличие
от многих иностранных автоконцернов продажи VW упали, а не выросли
(падение составило 7%). Самой продаваемой моделью концерна в России
является Passat. В первом полугодии этого года концерн увеличил
свои продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на
13,5% до 3983 шт.
Планы строительства сборочного производства в
России представители Volkswagen обсуждают с федеральными и
региональными чиновниками уже несколько лет. За это время
автоконцерн пересмотрел немало площадок под новый завод в различных
регионах. Вчера замминистра транспорта Московской области Норайр
Блудян рассказал “Ведомостям”, что на финишную прямую вышли
переговоры о строительстве автозавода Volkswagen в подмосковном
Ступине. Блудян надеется, что уже до конца лета Volkswagen и
Минэкономразвития России подпишут инвестиционное соглашение, а
строительство завода, по его словам, может начаться уже осенью,
“если все проблемы в ближайшие 2-3 месяца будут разрешены”.
Мощность предприятия, по словам чиновника, может достигать 50 000
автомобилей в год. На нем первые три года будет выпускаться
Volkswagen Bora, а затем на конвейер будет поставлена новая модель
автомобиля, концепция и технические характеристики которой немецкий
концерн, по словам Блудяна, не разглашает. Сейчас, продолжает
чиновник, власти Московской области решают вопрос о предоставлении
Volkswagen “зеленой площадки” с полностью подготовленной
инфраструктурой под строительство завода. Чиновник
Минэкономразвития “Ведомостям” подтвердил, что предварительная
договоренность о реализации проекта в Ступине уже есть и сейчас VW
обсуждает налоговые льготы с правительством Московской области. Он
уточнил, что в Ступине в первый год производства планируется
выпускать 2000 Bora, на второй — 7000, а в третий — 9000. В самом
автоконцерне не так откровенно рассказывают о своих планах.
“Россия, безусловно, интересна нам как рынок сбыта. Это правда, что
мы давно изучаем возможность организации сборочного производства
здесь, но никаких решений пока не принято”, — заявил “Ведомостям”
представитель Volkswagen в головном офисе компании в Германии.
Блудян отмечает, что у немецкого концерна осталось лишь одно
препятствие для прихода в Россию: он хочет введения
дифференцированных ставок таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов
— для промышленной сборки они должны быть снижены, а для
коммерческой продажи — остаться на высоком уровне. “Такая система
тарифного регулирования уже существует в странах ЕС, и не
исключено, что в связи с переговорами с Volkswagen введение такой
системы в России ускорится”, — отмечает собеседник “Ведомостей” из
Минэкономразвития, где проект находится на согласовании. Эксперты
же пока осторожно оценивают перспективы начала производства Bora в
России. “Опыт показывает, что чиновники часто торопятся объявить о
начале того или иного проекта”, — говорит вице-президент Ассоциации
российских автомобильных дилеров Сергей Алексейчук. “Думаю, Volkswagen придет в Россию
не так скоро, как планируют чиновники, ведь импортировать
автомобиль сейчас выгоднее”, — соглашается Денис Нуштаев из
“Метрополя”. Аналитик напоминает, что Bora — дорогая модель
(минимальная цена у дилеров — $18 840), а большинство иностранцев
уже делают ставки на относительно дешевые машины из сегмента
массового спроса. “Мы считаем, что сейчас в России наиболее
востребованы автомобили стоимостью 7000-10 000 евро. Исходя из
этого, мы и разрабатывали Logan”, — замечает Ванесса Леви из
Renault. Такого же мнения придерживаются и в “АвтоВАЗе”, который
делает ставку на машины дешевле $10 000. “Но мы были бы рады
приходу еще одного иностранного автоконцерна, ведь они обычно
привлекают за собой и производителей автокомпонентов”, —
оговаривается представитель российского автоконцерна. Зато в
Toyota, которая не исключает своего прихода в Россию в будущем,
считают, что цена для хорошего автомобиля не помеха. “Наши машины
продаются минимум за $15 000, и продаются хорошо. Если Volkswagen
решит делать здесь Bora, значит, компания посчитала это для себя
выгодным”, — замечает Анастасия Кокорева из Toyota.