Ольга Ждан
Авиакомпании РФ по итогам 2012 года перевезли 74
миллиона пассажиров, что на 15,5% больше предыдущего года
Основной объем перевозок, более 70%, как и в 2011 году, приходится
на четверку крупнейших: "Аэрофлот" AFLT +0.13%, "Трансаэро" TAER,
"ЮТэйр" UTAR и группу S7.
Аналитики отмечают, что рост продолжится и в
2013 году, только группы "Аэрофлот" и "ЮТэйр" суммарно планируют
перевезти 43,5 миллиона человек, увеличив объемы перевозок на 20% и
26% соответственно. При этом аналитики отмечают, что авиакомпании
продолжат развиваться за счет органического роста, сделок M&A
не ожидается.
ИТОГИ ГОДА
В понедельник Росавиация опубликовала информацию
о перевозках пассажиров и грузов за 2012 год. Пассажиропоток
составил 74 миллиона человек. Пассажирооборот вырос на 17,4%, до
195,77 миллиарда пассажиро-километров.
Грузооборот в 2012 году увеличился на 2,5%, до
5,076 миллиардов тонно-километров.
Авиакомпании РФ в 2012 году перевезли 987,8
тысячи тонн почты и груза, что на 0,7% больше, чем в 2011 году.
Процент занятости пассажирских кресел вырос на
1,1 процентного пункта и составил 78,3%. Коммерческая загрузка
самолетов увеличилась на 0,8 процентного пункта, до 65,6%.
Группа "Аэрофлот" заняла прочное первое место с
объемом перевозок в 27,4 миллиона человек (рост на 21,2%), из
которых ОАО "Аэрофлот" перевез 17,65 миллиона человек.
На второе место, как и в предыдущие годы, вышла
авиакомпания "Трансаэро" с пассажиропотоком в 10,32 миллиона
человек.
Пассажиропоток группы "ЮТэйр" в 2012 году
составил 9,38 миллиона человек, сообщала ранее авиакомпания. Эти
показатели позволили "ЮТэйру" упрочить свое третье место и
приблизиться к "Трансаэро".
При этом темпы роста пассажиропотока у "ЮТэйра"
составили 24,35%, а у "Трансаэро" - 22,2%.
Группа S7 сохранила четвертое место с
пассажиропотоком в 8,3 миллиона человек, что на 25,6% больше, чем в
2011 году.
В НОВЫЙ ГОД С РОСТОМ
Публичные авиакомпании "Аэрофлот" и "ЮТэйр"
ранее озвучили свои планы на 2013 год.
Так, группа "Аэрофлот" (государству принадлежит
51,17% акций) в 2013 году планирует увеличить пассажиропоток до 33
миллионов человек, таким образом, рост составит примерно 19%.
Пассажирооборот, согласно планам, возрастет в этом году на 23% - до
92,3 миллиарда пассажиро-километров. Рост предполагается обеспечить
за счет оптимизации операционной деятельности.
По словам Ирины Ступаченко из "Открытия", данные
прогнозы предполагают замедление темпа роста пассажиропотока с
уровня 22% за 10 месяцев 2012 года с корректировкой на эффект
консолидации бывших авиакомпаний ГК "Ростех".
В 2013 году авиакомпания планирует пополнить
парк новыми воздушными судами Boeing 777 и 737, Airbus 320 и 321, а
также существенно обновить флот ряда авиакомпаний, входящих в
группу. На конец сентября прошлого года группа "Аэрофлот"
эксплуатировала 244 судна.
Что касается финансовых показателей, то группа в
2013 году планирует выручку на уровне 9,56 миллиарда долларов, из
них 8,5 миллиарда долларов - выручка от перевозок. К примеру, в
2011 году выручка группы составила 5,378 миллиарда долларов.
Реализация этих планов позволит группе занять
прочное первое место по объему перевозок среди всех авиакомпаний
РФ.
Группа "ЮТэйр" (НПФ "Сургутнефтегаз" владеет
60,67% акций) в 2013 году ожидает роста пассажиропотока на 26%, до
10,5 миллиона человек.
Рост показателей группа планирует обеспечить за
счет оптимизации операционной деятельности и пополнения парка
воздушных судов.
Так в этом году группа планирует получить 11
самолетов (Boeing 737-800, Airbus А321, Boeing 767-200, Boeing
757-200, Boeing 737-500) и более 20 вертолетов, в том числе
Ми-8МТВ, Ми-171/Ми-8АМТ, Agusta Westland AW139, Eurocopter AS 350,
AS 355, EC175. В настоящее время в парке группы - более 250
самолетов и более 350 вертолетов различных типов и классов.
Прогнозы по финансовым показателям также весьма
оптимистичные. Группа в 2013 году планирует получить выручку более
80 миллиардов рублей, прогнозируется прирост чистой прибыли в 1,5
раза. Для сравнения по итогам первого полугодия выручка группы по
МСФО составила 31,25 миллиарда рублей.
"Скорее всего, "ЮТэйр" в 2013 году выйдет на
уровень "Трансаэро" по числу пассажиров, но по пассажирообороту,
конечно, не догонит, из-за более короткой протяженности среднего
маршрута", - говорит аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.
Ступаченко отмечает, что у "Трансаэро"
пассажирооборот (а именно он определяет выручку авиакомпаний), в
два раза выше, чем у "ЮТэйр".
Авиакомпании "Трансаэро" и S7 не раскрывают свои
детальные планы.
Среднегодовой рост перевозок пассажиров
авиакомпании "Трансаэро" (супруги Александр и Ольга Плешаковы
контролируют напрямую более 43% акций) по 2012 году составляет
около 27%. Аналитики отмечают, что аналогичный рост продолжится и в
2013 году. Компания не публикует регулярную отчетность по МСФО
(доступна только отчетность по МСФО за 2007-2008 годы).
Гендиректор авиакомпании "Сибирь" (в группу S7
входят авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", контролируется супругами
Владиславом и Натальей Филевыми) Владимир Объедков говорил, в 2013
году по группе будет перевезено около 9,5-9,6 миллиона человек.
Отчетность по МСФО группа не публикует. Если S7 сможет выйти на эти
показатели, то в 2013 году она займет четвертое место по объему
перевозок.
СДЕЛОК НЕ БУДЕТ
Авиационная отрасль не отличается большим
количеством сделок M&A в отличие от той же железнодорожной
отрасли. Государство до сих пор не может продать 25,5% акций
авиакомпании "Сибирь", так как попросту нет желающих. Зачастую
проще создать новую авиакомпанию, чем купить уже готовый бизнес.
Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что в этом году
сделки также маловероятны.
"Сделки маловероятны, так как
компании сейчас малопривлекательны с финансовой точки зрения. Если
же какая-то сделка произойдет, то она будет скорее вынужденной, к
примеру, нужны будут деньги на погашение кредитов, и совершится она
по цене, непривлекательной для основного акционера авиакомпании", -
считает Рожков.
"Я думаю, что на данный момент рост будет
органическим, так как, несмотря на общую консолидацию рынка,
интересных предложений для покупок для компаний пока нет", -
отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
По большей части у мелких авиаперевозчиков
достаточно старый парк и ограниченные возможности, при этом, по
большей части они существенно обременены долгами, поэтому
авиакомпаниям проще расти за счет собственных возможностей, говорит
аналитик.
При этом, в 2013 году возможно проведение SPO
"Аэрофлота" и "ЮТэйра".
Аналитики отмечают, что рост авиаперевозок в
России продолжится.
"Позитивный прогноз связан с высоким потенциалом
роста, который будет реализовываться на протяжении 2-3 лет, после
чего темпы роста начнут замедляется и скорее всего, опустятся до
7-8%", - говорит Шенк.
http://1prime.ru/COMPANIES/20130128/760775148.html