“АвтоВАЗ” обещает льготную программу
кредитования
Юлия Федоринова, Глеб Столяров
“АвтоВАЗ” взялся победить застой в продажах
Lada. Вчера совет директоров автоконцерна принял целую программу,
чтобы побудить население покупать его автомобили. “АвтоВАЗ”
увеличит расходы на рекламу и запустит новую льготную программу
автокредитования “Lada-кредит”. “АвтоВАЗ” в 2006 г. продал
724 000 автомобилей. Выручка “АвтоВАЗа” по РСБУ за девять
месяцев 2006 г. выросла на 15,6% до 112 млрд руб., чистая
прибыль — на 42% до 5 млрд руб. Управляет
“АвтоВАЗом” ФГУП “Рособоронэкспорт”. Осенью прошлого года у
“АвтоВАЗа” начались трудности с продажей машин. По официальным
данным самого “АвтоВАЗа”, на площадках дилеров на конец февраля
скопилось около 68 000 автомобилей, а на складах завода в
регионах — около 35 000. Вчера совет директоров
автоконцерна рассмотрел и принял “Программу поддержки и
стимулирования сбыта автомобилей Lada в 2007 г.”, которая
поможет “АвтоВАЗу” продать на внутреннем рынке
690 000 машин из 771 600, запланированных к
производству, сообщил представитель “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник. Меры
таковы. С февраля “АвтоВАЗ” ввел трехлетнюю гарантию на все
переднеприводные автомобили Lada. Следующим шагом “АвтоВАЗ” усилит
рекламную поддержку продаж, и в первую очередь это коснется новой
модели завода — Lada Priora. Весенняя и осенняя рекламные
акции будут проходить в региональных и федеральных СМИ, как
печатных, так и телевизионных, обещает Скрыльник, но не раскрывает
размер рекламного бюджета. Наконец, автоконцерн намерен предложить
покупателям “пакет фирменных страховых продуктов” и новую льготную
программу автокредитования “Lada-кредит”. Ее “АвтоВАЗ” собирается
вести через тольяттинский банк “Автомобильный банкирский дом”
(группа “АвтоВАЗ” контролирует 99,99% акций), говорит Скрыльник. Но
детали этой программы он раскрыть отказался, объяснив, что ее
разработка еще не закончена. “Автомобильный российский дом” выдает
кредиты на покупку Lada с 2003 г. Сейчас его ставка по
пятилетнему кредиту составляет 16% годовых в рублях, по
трехлетнему — 17,5%, размер первоначального взноса варьируется
от 15% до 25%. Эти условия очень выгодны самому банку, но не
покупателям машин, констатирует председатель правления
“Межпромбанка Плюс” Игорь Лысенко: в Москве средняя ставка в валюте
сейчас составляет 9-10%, по регионам — около 14% в
рублях. С запуском новой программы ставки “Автомобильного
банкирского дома” упадут, уверяют несколько источников на
“АвтоВАЗе”. “Автомобильный банкирский дом” намерен
секъюритизировать вазовский кредитный портфель в западных банках,
что и позволит ему снизить ставки по автокредитам. Названия банков,
с которыми ведутся переговоры, собеседники “Ведомостей” не
раскрыли. Но руководитель Роспрома Борис Алешин ранее рассказывал
“Ведомостям”, что “АвтоВАЗ” ведет переговоры о сотрудничестве, в
том числе и по потребительскому автокредитованию, с Raiffeisenbank.
Начальник дирекции по работе с физическими лицами Raiffeisenbank
Роман Воробьев заверил, что никаких соглашений с “АвтоВАЗом” не
подписано и о переговорах ему неизвестно. Но заметил, что
“АвтоВАЗу” сначала надо создать портфель, который можно
секъюритизировать, и его объем должен составлять не менее
$400 млн. Дилеры уверены, что спрос на кредитную программу
“АвтоВАЗа” будет. Гендиректор компании “Гермес-Лада” Александр
Чулков говорит, что сейчас в кредит по всей стране продается
30% Lada, но это в основном дилерские программы. Программа
“Автомобильного банкирского дома” в Москве, по его информации,
вообще не действует. Процентная ставка по всем этим программам выше
10% в валюте, т. е. больше, чем при продаже иномарок, сообщает
Чулков — и выражает уверенность, что новая программа
“Lada-кредит” должна хотя бы сравнять эти цифры. Лысенко
подчеркнул, что секьюритизация кредитов действительно даст
возможность “Автомобильному банкирскому дому” снизить ставку, но
насколько — зависит и от самого банка. Аналитики не уверены,
что только эти меры помогут “АвтоВАЗу” выровнять продажи.
Заниматься автокредитованием надо, хвалит завод аналитик “Уралсиба”
Кирилл Чуйко, но это должно быть дополнением к привлекательной цене
и качеству автомобиля. “АвтоВАЗу” надо быть ближе к клиенту,
согласен аналитик “Метрополя” Александр Жуков.