«Калина» увеличивает дивидендыКонцерн «Калина» увеличил дивидендные
выплаты за 2004 г. на 64,8%, до 12,36 руб. на акцию
Ольга Соколик
Совет директоров концерна «Калина» в минувший
четверг решил увеличить дивиденды за 2004 год на 64,8% по сравнению
с 2003 г., до 12,36 руб. на акцию. Таким образом, дивидендные
выплаты в прошлом году составили 18,81% от объема чистой прибыли
компании, которая, впрочем, немного снизилась – с 590,5 млн руб. в
2003 г. до 549,5 млн руб. в 2004 г. «Калина» регулярно повышает
размер выплачиваемых акционерам дивидендов, что повышает интерес и
лояльность к компании со стороны как российских, так и иностранных
инвесторов. По мнению опрошенных RBC daily экспертов, здесь
присутствует также и возможный расчет собственника концерна на
перспективу: при желании он смог бы продать часть активов компании
на более выгодных условиях.
ОАО «Концерн “Калина”» – российская
парфюмерно-косметическая компания, в состав которой входят головное
предприятие в Екатеринбурге и завод в Омске, дочерние предприятия
«Паллада-Украина», «Новопласт» (Екатеринбург) и Kalina Overseas
Holding B.V. (Нидерланды). Ведущими брендами компании являются
«Черный жемчуг», «Чистая линия» и MIA в средствах по уходу за
кожей, «32» и «Лесной бальзам» в средствах по уходу за полостью
рта, «Анжелика Варум» в парфюмерии. Уставный капитал «Калины» равен
682,662 млн руб. Концерн фактически контролирует его глава Тимур
Горяев. ЕБРР владеет 5,7% акций. Согласно бухгалтерской отчетности
концерна «Калина» по российским стандартам, продажи компании по
итогам 2004 г. достигли 5,196 млрд руб., увеличившись на 7,2% по
сравнению с предыдущим годом. Валовая прибыль предприятия в 2004 г.
составила 2,5 млрд руб., увеличившись на 12,3%. Напомним, что с 15
апреля 2004 г. «Калина» владеет 61,01% акций в немецкой компании
Dr. Scheller Cosmetics AG.
Аналитики отмечают, что «Калина» – один из
немногих российских эмитентов, кто год от года увеличивает размер
дивидендов, повышая таким образом культуру отношений со своими
акционерами. «Компания «Калина» нормально развивается, ее прибыли
растут», – отметил в беседе с RBC daily аналитик компании SPN
Ogilvy Александр Старостин. Концерн производит выплаты дважды в
год. Так, компания сообщила, что собрание акционеров концерна
утвердило дивиденды по итогам работы за второе полугодие 2004 г. по
обыкновенным акциям в размере 8,61 руб. на акцию. Дивиденды за
первое полугодие 2004 г. ранее были утверждены в размере 3,75 руб.
на акцию. По итогам 2003 года концерн выплатил дивиденды в размере
7,5 руб. на акцию, в том числе за первое полугодие – 2 руб., а за
второе – 5,5 руб. В 2002 г. дивидендные выплаты «Калины» составляли
2 руб., в 2001 г. – 1 руб., а в 2000 г. – 0,5 руб. «Сегодняшняя дивидендная доходность
акций «Калины» – 2%, что является неплохим показателем для
обыкновенных акций», –
отметила в разговоре с RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Наталья
Мильчакова. Как сказал RBC daily пресс-секретарь «Калины»
Сергей Казанцев, высокие дивиденды обеспечены эффективной работой
предприятия в 2004 г. «Кроме того, у нас были деньги от IPO,
которые ждали своего часа», – отметил он. Напомним, что в апреле
2004 г. компания вышла на РТС, разместив 16% от своего акционерного
капитала, который составляет 585,5 млн руб. Сейчас в обращении
находится 8,365 млн обыкновенных акций. Прогнозировать динамику
роста дивидендов в следующем году г-н Казанцев затруднился. «Если
будут расти продажи и прибыль, тогда совет директоров и рассмотрит
этот вопрос», – отметил он.
Стоит отметить, что увеличение дивидендов
«Калины» выглядит немного странным на фоне некоторого снижения
объемов чистой прибыли концерна в прошлом году по финансовой
отчетности по РСБУ. Так, чистая прибыль российской парфюмерной
компании составила 549,5 млн руб. в 2004 г. В 2003 г. этот
показатель достигал 590,5 млн долл. Впрочем, падение чистой прибыли по
РСБУ – скорее бухгалтерское, чем экономическое снижение, считает
аналитик ИФК «Метрополь». «Вероятно, оно связано с ростом расходов
компании на рекламу и списанием убытка, полученного в 2003 г.,
когда на балансе «Калины» находились убыточные филиалы», – отметила
Наталья Мильчакова. В ближайшее время «Калина» опубликует
финансовую отчетность по международным стандартам за 2004 г.
Эксперт ИФК «Метрополь» прогнозирует, что выручка концерна вырастет
на 20% по сравнению с 2003 г., до 189 млн долл. Валовая прибыль
должна составить, по оценкам экспертов, около 85 млн долл.,
увеличившись на 25%, а маржа валовой прибыли может увеличиться с
43% до 45%. Наталья
Мильчакова ожидает роста чистой прибыли «Калины» по US GAAP в 2004
г. до 21 млн долл. и увеличения маржи чистой прибыли с 9% до 11%.
Маржа EBITDA должна увеличиться до 17% (в 2003
г. она составляла 15%).
Аналитики отмечают, что среди российских
эмитентов, работающих на потребительском рынке, только «Калина» и
«Балтика» ежегодно повышают размер выплат. «Дивидендная политика «Калины»
показывает, что это один из эмитентов, который заинтересован в
создании и развитии ликвидности своих ценных бумаг. Компания
стремится повысить свою инвестиционную привлекательность,
показывая, что концерн работает стабильно, приносит прибыль», –
отметила г-жа Мильчакова. По ее словам, большинство эмитентов в
России так не поступают, относясь к выплате дивидендов как к
формальному правилу, а иногда даже обманывая акционеров.
Впрочем, аналитик из SPN Ogilvy считает, что увеличение дивидендов
становится нормальной практикой для российских компаний.
«Собственники хотят уже получать дивиденды, а не просто быть
держателями акций и делить прибыль», – говорит г-н Старостин.
Аналитики считают, что многие российские
компании, в принципе, хотят стать более прозрачными, открытыми для
рынков и инвесторов. В этом случае регулярные выплаты дивидендов –
одно из важных условий инвестиционной привлекательности. Российский
потребительский рынок, темпы роста которого сейчас, по оценкам
экспертов, составляют 12-15% в год, остро чувствует необходимость
инвестиций. «Сопоставимыми темпами потребительский рынок растет,
например, в Китае или Индии. В Европе же он, скорее, стагнирует», –
сказал эксперт из SPN Ogilvy. По его словам, собственники компаний
часто стараются продавать до 24% акций, чтобы не допускать влияния
инвесторов на политику компании. «В этом случае инвесторы будут
заинтересованы в покупке при условии выплаты дивидендов», – пояснил
г-н Старостин. Эксперт предполагает, что «Калина» смотрит на
перспективу: если акционеры концерна в будущем захотят привлечь
инвесторов, то они смогут продать часть активов дороже.