В Бурятии готовят экономическую революцию. За 10
лет депрессивный регион собирается увеличить производство втрое и
довести валовый продукт до 550 млрд. руб. в год. Амбициозный план
прозвучал 11 октября на московской выставке «Дни экономики и
культуры Республики Бурятия».
За пределами Бурятии о республике знают мало. А
зря. Для начала, у региона богатая история. Бурятия пережила
конницу гуннов и армию Чингисхана. Во времена Российской империи по
её территории проходил Великий чайный путь, по которому везли
товары из Китая в Европу. При этом за буйные века в крае накопилось
небывалое многообразие народов – даже сейчас, при скромном
населении республики в 1 млн. человек, в ней живут представители
100 национальностей. Религий в этой местности тоже хоть отбавляй.
Одни буряты причисляют себя к шаманистам, другие – к буддистам,
третьи – к старообрядцам.
Природа в регионе роскошная, а главное – щедрая.
К примеру, в крае более 300 рек, в которых водится омуль. В тайге
обитает баргузинский соболь, мех которого считается самым
качественным из куньих. Всего же в Бурятии 29 млн. га леса, в
котором помимо прочего наросло более 2 млрд. кубометров пригодной
для рубки древесины. Наконец, главная достопримечательность региона
– Байкал. Именно Бурятии принадлежат пологие берега озера, хорошо
подходящие для туризма.
Вдобавок к истории и природным красотам в
республике рекордные залежи промышленного сырья. Здесь находится
половина российских запасов цинка, четверть – свинца, пятая часть –
вольфрама. Плюс – месторождения урана, бериллия, золота, титана.
Только на одном Озернинском месторождении можно добывать до 8 млн.
т полиметаллических руд в год. Это на 1,5 млн. т в год больше, чем
сейчас извлекают из недр по всей России.
Проблема только в том, что Бурятия почти ничего
не зарабатывает на собственных богатствах. Регион входит в первую
десятку по размерам дотаций из федерального бюджета. При общей
казне республики в 35 млрд. руб. в год помощь из центра достигает
12,5 млрд. руб. в год. Зарплаты населения тоже застряли на жалком
уровне. В среднем там получают 18 тыс. руб. в месяц – в 2 раза
меньше, чем на Камчатке, и в 1,5 раза меньше, чем в Красноярском
крае.
Главная причина низких доходов: бурятская
промышленность отстала от современности, как тележка рикши – от
гоночного автомобиля. «Производительность труда в республике
составляет всего 12 тысяч долларов на человека в год, тогда как,
для сравнения, в Европе этот показатель превышает 35 тысяч
долларов. Чтобы доходы росли, нужны новые технологии и модернизация
производства», – признаётся президент Бурятии Вячеслав
Наговицын.
Проще говоря, региону позарез нужны новые
современные заводы. Надо сказать, в последние годы республиканским
властям удалось договориться с несколькими крупными корпорациями,
готовыми их построить. Охотнее всего в край вкладывает деньги
группа компаний «Метрополь». Холдинг потратил на Бурятию более 200
млн. долл. и планирует увеличить инвестиции минимум до 1,6 млрд.
долларов.
В своё время группа заинтересовалась регионом по
банальным соображениям.«Метрополь» владел 50%
российского производства аккумуляторов, основной составляющей
которых является свинец. В 2003 г. произошёл резкий скачок цен на
этот металл. Стали искать сырьё – оказалось, в Бурятии как раз
проходят аукционы на Озёрное и Холоднинское полиметаллические
месторождения», – вспоминает директор Дирекции международных,
региональных и общественных связей ИФК «Метрополь» Баир
Цыренов.
Но в конце 2000 г., как только холдинг всерьёз
начал работать в республике, оказалось: бизнес выгоднее вести, если
заботиться о развитии всего региона. К примеру, обеспечить в нём
должное качество авиаперевозок. Для этого в нынешнем году компания
выкупила аэропорт «Байкал», расположенный в Улан-Удэ. В планах
«Метрополя» – превратить заштатный региональный аэродром в крупный
транспортный центр с рейсами в Токио и Бангкок. Возможности для
этого есть. Дело в том, что в Улан-Удэ уникальный климат – более
300 солнечных дней в году, практически не бывает гроз. Столь
райских условий для пилотов нет ни в Чите, ни в туманном
Иркутске.
Ещё один проект «Метрополя» – туристический.
Холдинг вкладывается в строительство курорта Турка на берегу
Байкала. При этом компания не забывает об основном бизнесе – добыче
и переработке металлов. В этом году «Метрополь» достроил
горнодобывающее предприятие мощностью 1 млн. т руды в год на
Озёрном месторождении. На очереди – разработка Назаровского
золото-цинкового месторождения и строительство
горно-металлургического комбината на Ермаковском бериллиевом
месторождении.
Как выясняется, добыча ископаемых не всегда
мешает туризму. Нужно только на совесть позаботиться об
экологической безопасности. «По-моему, в «Метрополе» понимают
важность природоохранных проблем. Приведу пример. Обычно когда на
месторождении строят вахтовый поселок, сперва завозят вагончики под
жильё. А «Метрополь» на Озёрное первым грузом доставил оборудование
для очистных сооружений. Я спрашиваю: мужики, зачем? Они же ещё год
не понадобятся. Отвечают – нет, настаиваем», – доволен министр
природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев.
Конечно, планы по утроению производства в
республике за 10 лет выглядят несбыточными. Но с такими энергичными
инвесторами – по крайней мере шанс выбиться из дотационных регионов
в доноры у Бурятии есть.
http://www.argumenti.ru/economics/n309/129793