По спасению группы ГАЗ
Юлия Карулина
Группа ГАЗ намерена до конца апреля договориться
с банками о реструктуризации долгов в размере 45 млрд руб., а после
этого начать переговоры с поставщиками, говорит владелец «Русских
машин» (контролирует группу ГАЗ) Олег Дерипаска. От государства же
ГАЗ ждет только мер по стимулированию спроса и помощи с получением
кредита на 10 млрд руб. на двигательный завод.
Владелец «Русских машин» Олег Дерипаска
встретился вчера с журналистами, чтобы рассказать о планах группы
ГАЗ по выживанию в кризис. По его словам, в настоящее время ГАЗ
ведет переговоры с банками о реструктуризации на пять лет
задолженности в размере 45 млрд руб. «К концу апреля мы ожидаем
получить согласованную позицию банков и затем займемся основными
поставщиками», — сказал он.
Наиболее активно свое недовольство долгами ГАЗа
выражали металлурги. Владелец НЛМК Владимир Лисин даже пригрозил
автозаводу банкротством. Однако г-н Дерипаска отрицает возможность
банкротства, поясняя, что компания ведет переговоры с НЛМК.
По словам Олега Дерипаски, основной задачей
группы ГАЗ является сокращение издержек. «Поставщики продолжают
поставлять по ценам, не существующим на рынке», — сказал он.
Компания ведет переговоры с поставщиками, чтобы снизить цены на
20—25%.
Владелец «Русских машин» очень доволен помощью,
полученной автопромом от государства (ГАЗу были обещаны госгарантии
по кредитам на 4 млрд руб., увеличение госзаказа на 9 млрд руб., а
также возврат налогов на 2 млрд руб.). «Помощь правительства ценна
в том, что оно не допустило сползания в неконтролируемую зону. Я
был поражен той скоростью и тем объемом, на которые вышло
государство в первом квартале», — сказал он.
Кроме стимулирования потребительского спроса,
ГАЗу от государства ничего не нужно, уверяет Олег Дерипаска.
Правда, компания подала в декабре заявку в ВЭБ на кредит для
строительства завода по производству двигателя ЯМЗ-530,
доработанного австрийской AVL. Группа ГАЗ инвестировала в проект 3
млрд руб., но необходимо еще 10 млрд. По словам г-на Дерипаски, у
нее есть полгода на переговоры с поставщиками. «У нас есть
переходное решение по Евро-4», — сказал он, добавив, что
экологичный двигатель нужен стране.
Для поддержания другого проекта — британской LDV
— ГАЗ ищет партнеров. «Появится еще пара партнеров, мы с ними
разделим расходы. Права на продукт у нас останутся. Мы нашли
понимание с профсоюзами, и они осознают, сколько мы сделали для
них», — сказал Олег Дерипаска.
Сохранить занятость — самая главная и трудная
задача, говорит г-н Дерипаска. По его словам, на 1 января на ГАЗе
работало 115 тыс. человек, части из них придется уйти в отпуск или
на переобучение. И есть вероятность, что не всех компания сможет
принять обратно, когда спрос начнет восстанавливаться.
Поиск партнеров ГАЗ продолжает и не только для
LDV. По словам Олега Дерипаски, на этой неделе компания провела
очередные переговоры с одним из кандидатов. Однако, по его словам,
претендент находится в еще более тяжелом положении, чем ГАЗ, как и
весь американский автопром.
Цены на металл и пластик — основные виды
сырья для автопрома — серьезно упали, поэтому у ГАЗа есть потенциал
снижения цены со стороны поставщиков, считает аналитик ИФК
«Метрополь» Михаил Пак. Правда, для того чтобы с ними договориться,
группе ГАЗ все же придется погасить хотя бы часть задолженности,
считает он. По оценке эксперта, поставки автопрому занимают около
10% выручки металлургов. «Если на растущем рынке этим объемом можно
было пренебречь, то в условиях кризиса важно загружать мощности», —
говорит он.