ВБД: рост на фоне низкой рентабельности
Наталья Мильчакова, аналитик ИФК "Метрополь"
Опубликованная отчетность ВБД в целом
удовлетворяет нашим ожиданиям. Главный позитивный момент - компании
удалось преодолеть снижение чистой прибыли, она выросла на 10% до
23 млн. долл., впрочем, как и прогнозировалось нами. Выручка же
увеличилась на больший процент /на 28% до 1,189 млрд. долл./, чем
мы предполагали /нами ожидался рост выручки только на 20%/.
В целом опубликованные результаты компании я бы
оценила неоднозначно. С одной стороны, позитивом являются
результаты в молочном сегменте /рост выручки на 33% к прошлому
году/, улучшения в соковом сегменте /рост выручки на 9% по итогам
2004 года по сравнению с падением по итогам 2004 года/, рост чистой
прибыли на 10% по сравнению с ее снижением в 2003 году. Но, с
другой стороны, рентабельность по-прежнему остается низкой. Норма
EBITDA снизилась по итогам 2004 года с 9% до 8%, несмотря на рост
EBITDA в абсолютных величинах на 21% по итогам года, норма чистой
прибыли осталась на уровне 2003 года /2%/. В сравнении с итогами
аналогов развивающихся стран, эти показатели являются очень
невысокими. Так, норма EBITDA у производителей молочной продукции в
других развивающихся странах составляет 15-21%, у производителей
соков 18-20%, что намного выше, чем у ВБД. Причины такой невысокой
рентабельности Вимм-Билль-Данна можно кратко выразить в известной
русской пословице "нос вытащишь, хвост увязнет". Одна из причин
низкой рентабельности – высокие цены на сырое молоко, которые за
год выросли ориентировочно на 18%, цены на молочную продукцию ВБД
росли такими же темпами. Напомним, что доля продаж традиционной
продукции ВБД, зависящей от цен на сырое молоко, в общей структуре
объема продаж компании все еще составляет больше 50%. Правда,
постепенно увеличивается доля продаж йогуртов, молочных десертов и
обогащенных продуктов, производство которых не зависит от колебаний
в сельском хозяйстве, но пока еще незначительно. Многие аналоги и
на Западе, и в развивающихся странах как раз специализируются на
производстве йогуртов и десертов, у которых затраты ниже и выше
валовая маржа и маржа EBITDA. Однако, причины проблем ВБД с
рентабельностью кроются не только в этом, но и в высоких затратах
на управленческий персонал /компания наняла в этом году ряд
западных менеджеров в целях улучшения управления операционной
деятельностью/, а также – в том, что компания, на наш взгляд,
раньше привыкла работать в более льготном налоговом климате, а
сейчас этот климат постепенно меняется в сторону похолодания. В
качестве дополнительной причины снижения показателей рентабельности
в 2004 году можно назвать снижение льгот по налогу на имущество. По
нашим прогнозам, норма EBITDA все еще будет оставаться низкой
/7-10%/ до 2008 года, однако, это может компенсироваться высокими
темпами роста EBITDA в 2004-2010 гг., которые мы оцениваем в
среднем в 12%. По нашим прогнозам, выручка компании в 2005 году
должна составить 1,36 млрд. долл. Увеличение доли продуктов с
высокой добавленной стоимостью - правильная тенденция, которая
будет способствовать росту финансовых показателей компании. Это
нормально, так как вполне соответствует позиционированию компании,
у ВБД и традиционные продукты /например, бренд «Домик в деревне»/
позиционируются в среднеценовом сегменте. Сложно предсказывать, как
будет развиваться ситуация на соковом направлении. На соковом рынке
скорей всего появится новый лидер – «Лебедянский», чья доля на
рынке на 1-2 процентных пункта может превышать, по нашей оценке,
долю ВБД. Также важно будет отследить, как отразится на расстановке
сил готовящаяся сделка по продаже Мултона греческому подразделению
Coca-Cola. Если сделка состоится, то расклад сил на соковом рынке
может радикально измениться – ведь Coca-Cola обязательно будет
бороться за лидерство. Опубликованные данные мы считаем позитивными
для компании, но, скорее всего, они уже отыграны рынком.