Девять новых моделей обещает запустить
АвтоВАЗ до 2014 года
Тимур Мухаматулин
С конвейера тольяттинского автогиганта до 2014
года сойдут девять новых моделей. Это – часть амбициозного плана,
который утвержден руководством предприятия. В его рамках
предполагается также сократить издержки. Общая стоимость проекта –
80 млрд рублей. Эксперты считают, что план руководства АвтоВАЗа
реалистичен – иномарки неизбежно подорожают, клиенты будут
вынуждены покупать отечественные автомобили. Правда, компании может
помешать долговая нагрузка.
Руководство АвтоВАЗа утвердило инвестиционный
план до 2012 года, сообщает «Интерфакс». По данным агентства,
планируется вложить в развитие компании 80 млрд рублей.
Предполагается, что компания сократит запасы
автомобилей на складах тольяттинского завода с 90 до 70 тыс. штук,
оптимизирует логистику, сократит запасы комплектующих на заводе,
что должно принести около 600 млн рублей.
Планируется также и сокращение общих
административных расходов на 1,5 млрд рублей. Еще 0,5 млрд рублей
должно принести сокращение расходов на ремонтные работы.
Помимо этого, компания к 2014 году намерена
расширить модельный ряд на девять новых автомобилей.
По данным РИА «Новости», перед предприятием
поставлена задача восстановить рентабельность в 2009 году (за счет
снижения закупочных цен комплектующих на 10%), сохранить, а затем и
увеличить долю рынка на фоне падения спроса на автомобили.
В кризис рынок автомобилей в России резко
сократился. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕB), в
апреле спад спроса относительно 2008 года составил 53%. Несмотря на
то что лидерами спроса в этой ситуации предсказуемо стали более
дешевые отечественные автомобили, состояние производителей машин
резко ухудшилось.
Так, в апреле 2009 года о приостановке работы и
увольнении 5 тыс. рабочих заявили на автозаводе в Ижевске. Под
конкретные заказы работает гигант в Набережных Челнах. Ухудшилось и
экономическое состояние тольяттинского завода – в январе на нем
пришлось останавливать конвейер.
Работы в цехах завода возобновились в режиме 48
часов в неделю, однако в июне было объявлено о сокращении рабочей
недели до 40 часов.
Падает и план выпуска автомобилей в 2009 году –
так, в середине марта директор завода Борис Алешин заявил, что
АвтоВАЗ выпустит 590 тыс. машин в год. Эксперты сочли эту цифру
завышенной. В мае Алешин заявил уже о 475 тыс. автомобилей, однако
специалисты скептически отнеслись и к этому показателю.
«Деньги нужны ВАЗу, в первую очередь, на
обновление модельного ряда», – пояснил ВЗГЛЯДу аналитик ИФК
«Метрополь» Михаил Пак. По его словам, у компании есть амбициозные
проекты: выпуск бюджетного автомобиля к 2011 году, запуск в 2010
году автомобиля, сделанного совместно с Renault, и другие проекты.
«Однако деньги будут потрачены впустую, если не будет увеличена
эффективность производства», – отмечает Пак.
Сам инвестиционный план эксперты оценивают
положительно. «План выглядит реалистичным, хотя, конечно, текущих
шероховатостей вряд ли удастся избежать», – рассказал ВЗГЛЯДу
ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его
словам, компания уже сейчас ведет работу на уменьшение издержек и
повышение качества продукции, поэтому все поставленные в плане
задачи – выполнимы.
«Помешать компании может лишь долговая нагрузка
– к тому же 80 млрд рублей, о которых идет речь, предлагается брать
на условиях коммерческого кредита у Сбербанка и ВТБ», – рассказал
Баранов.
К тому же аналитики высоко оценивают перспективы
АвтоВАЗа в кризисный период.
«Новые иностранные автомобили будут дороже
из-за повышения пошлин и девальвации рубля, поэтому часть клиентов
переориентируются на отечественные марки», – уверен Пак. По его
оценкам, доля ВАЗа на рынке в 2009 году составит около 30%.
Уже в мае этого года продажи не опустятся ниже апрельских, а скорее
всего – вырастут на 5–7%, считает Баранов из «Финам
Менеджмент».
Выпуск конкурентоспособных автомобилей к
2011–12 годам – шанс для компании, уверен Пак. «Именно тогда, по
прогнозам Министерства промышленности и торговли, начнет активно
восстанавливаться рынок, и тогда ему будет нужна модель, не
уступающая импортным аналогам», – утверждает аналитик.