"Иркут" долетел до Италии.Корпорация продала на экспорт первый
самолет Бе-200
Анатолий Темкин, Андрей Лемешко
Корпорация “Иркут” нашла за рубежом первого
покупателя на свой гражданский самолет-амфибию Бе-200. Вчера она
объявила о поставке одной такой машины Департаменту гражданской
защиты Италии. В “Иркуте” рассчитывают, что по окончании теста
Италия закупит партию из 10 самолетов Бе-200. Вчера “Иркут” объявил
о первой поставке своего гражданского самолета за границу. По
словам сотрудника компании, 20 августа в Италию отправился
самолет-амфибия Бе-200, предназначенный для опытной эксплуатации
Департаментом гражданской защиты этой страны. Менеджер “Иркута”
говорит, что самолет передан итальянской стороне в лизинг “до
окончания пожароопасного сезона”, так как самолет предназначен для
тушения пожаров. Эксплуатировать его будет итальянская компания
Sorem, в управлении которой находится противопожарная авиация
Департамента гражданской защиты – 16 амфибий CL-415 и четыре CL-215
производства канадской Canadair. Сотрудник “Иркута” утверждает, что
по итогам опытной эксплуатации итальянские власти могут принять
решение о закупке партии Бе-200 количеством до 10 штук. Он
напоминает, что еще в 2001 г. российское МЧС заключило договор с
“Иркутом” о поставке семи Бе-200 на сумму $152 млн. Так что для
российского министерства они обойдутся примерно в $22 млн каждый.
Правда, МЧС получило пока только два самолета. Технический директор
Sorem Новики Альберто сообщил “Ведомостям”, что Бе-200 уже прибыл в
Рим. “Мы только начали эксплуатацию русской машины и пока ничего не
можем сказать о ее качествах”, – рассказывает Альберто. По его
словам, лизинговый договор с российской компанией Sorem заключила
на месяц, а Бе-200 будет летать в Италии по специальному разрешению
итальянского правительства. Дело в том, что “Иркут” еще не оформил
в Европе сертификат на Бе-200. Назвать сумму лизингового договора
Альберто отказался. Он также отказался комментировать дальнейшие
планы по закупке Бе-200. С чиновниками итальянского Департамента
гражданской защиты вчера связаться не удалось. Аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев считает, что дальнейший успех продаж Бе-200 за
рубежом будет зависеть в первую очередь от лоббистских возможностей
российского концерна. Он напоминает, что взять эти самолеты в
лизинг итальянскому президенту Сильвио Берлускони посоветовал
Владимир Путин во время своего визита в Италию в прошлом году.
Кроме того, говорит Нуштаев, продвижением Бе-200 в Европе по
договору с “Иркутом” занимается крупный аэрокосмический концерн
EADS, что также должно способствовать его продажам. “Иркут”
собирается в общем объеме своего производства уменьшить долю
оборонной продукции, сильно подверженной политическим рискам, –
полагает Нуштаев. – Экспорт Бе-200 – один из важных шагов в этой
стратегии”. А Семен Миронов из “Ренессанс Капитала” считает, что
“Иркут” в ближайшие годы способен экспортировать несколько десятков
Бе-200. Аналитик отмечает, что у этого самолета нет аналогов в
мире. “Он может забирать воду в резервуары прямо с воздуха, –
отмечает Миронов. – Кроме того, он может быть использован как
крупный транспортный самолет”. Миронов полагает, что покупателями
Бе-200 могут стать не только европейские страны, но и США. “Даже
несмотря на то, что по договору с EADS экспортный вариант Бе-200
должен быть оснащен двигателями Rolls-Royce, его цена все равно
ниже схожих европейских и американских машин”, – говорит
Миронов.