АЗК «Иркутская Топливная Компания» присвоили
название недавних конкурентов
Анна Павлова
Тенденция на укрупнение не обошла и розничные
сети по продаже нефтепродуктов. Иркутская Топливная Компания сдаёт
в аренду свои АЗК недавнему конкуренту – ГК «КрайсНефть». По мнению
собеседников «Конкурента», этим дело не закончится и рано или
поздно заправки будут проданы «КрайсНефти».
Группа компаний «КрайсНефть» начала активно
расширять свою розничную сеть в Иркутской области. Официально о
своих планах по укрупнению в ГК не заявляли. Однако иркутские
автомобилисты стали замечать, что количество их автозаправочных
станций в последнее время увеличивается. Причём не путём
строительства новых АЗС, а за счёт ребрендинга заправок Иркутской
Топливной Компании (ИТК), которые начали менять свои фирменные
знаки на логотип «КрайсНефть». Этот факт позволил многим экспертам
сделать предположение, что АЗС ИТК были куплены «КрайсНефтью».
Однако в «КрайсНефти» эту информацию опровергли. Как рассказал
«Конкуренту» директор ООО «Контерра» (организации, занимающейся
розничной продажей под брэндом «КрайсНефть») Андрей Минин, заправки
ИТК взяты в аренду сроком на три года.
«ИТК решила войти под наш бренд», – говорит
Минин. Сейчас в аренду «КрайсНефти», которая владеет 33
собственными АЗК, уже переданы 14 заправок ИТК. Планируется взять в
аренду ещё две АЗС в Дзержинском и Жигалове. Об условиях сделки и о
том, какая из сторон выступила её инициатором, Андрей Минин
сообщать отказался. Между тем «КрайсНефть» уже начала инвестировать
средства на обустройство АЗС и ребрендинг. Планируется провести
ремонт помещений АЗС, открыть магазины и мини-маркеты. В компании
говорят, что арендовать станции – пока единственный способ
расширить бизнес, поскольку площадки под строительство АЗС давно не
выделяются.
Между тем источник «Конкурента», близкий
«КрайсНефти», утверждает, что ещё в конце 2007 года между ИТК и
«КрайсНефтью» была достигнута договорённость именно по продаже АЗС.
До весны 2009 года планируется полностью передать объекты. По
словам нашего собеседника, продажа не состоялась лишь потому, что
«продавцу необходимо привести в порядок документы». Источник
«Конкурента» утверждает, что у владельца ИТК заправочный бизнес не
является профильным – он работает в лесной отрасли. «Сами заправки
ИТК в хорошем состоянии. «КрайсНефть» сейчас начала вливать
инвестиции в их обустройство. Таким образом, продажа на отдельных
АЗС, принадлежавших ранее ИТК, уже сейчас увеличилась в два-три
раза», – говорит представитель компании.
ИТК, по словам источника «Конкурента»,
принадлежит Алексею Красноштанову (возглавляет ООО «Нью-Лен-Ойл»,
которое ведёт строительные работы в Иркутске). Связаться с ним
«Конкуренту» не удалось. В ИТК также предпочитают сохранять в тайне
информацию о недавней сделке.
Участники рынка оценивают долю «КрайсНефти» на
иркутской рознице с учётом взятых в аренду АЗК в 27%. В компании
«Парламент-А» (ОМНИ), которая также является крупным розничным
продавцом, отмечают, что «КрайсНефть», расширяясь, действительно
становится серьёзным конкурентом. «Это обычный процесс, когда
крупная сеть приобретает объекты, которыми владела мелкая компания.
И неизбежно, что «КрайсНефть» будет сильным для нас конкурентом», –
говорит начальник коммерческого отдела компании «Парламент-А» Денис
Писарев. При этом он отмечает, что пока продажа топлива на
заправках ОМНИ не сокращается. «Ведь мы имеем своего постоянного
потребителя, и у нас крепкая сеть заправок. Тем более что ещё не
известны цели такого укрупнения «КрайсНефти». Возможно, это
делается для того, чтобы компания сама стала интересным объектом
для более крупного покупателя», – говорит Денис Писарев.
Некоторые аналитики, прокомментировавшие
«Конкуренту» эту сделку, также считают, что «КрайсНефть» может
стать интересным объектом для крупных игроков на рынке
нефтепродуктов. Называют эксперты даже возможного покупателя – НК
«Роснефть». В самой «КрайсНефти» возможность продажи активов
нефтяному монополисту опровергают. Однако это не мешает отраслевым
аналитикам искать доводы в пользу именно такого развития
событий.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Алексей
Кокин полагает, что «кроме «Роснефти», вряд ли этой сетью будут
интересоваться другие крупные компании. Ведь у «Роснефти» там есть
своя сырьевая база. Другим же российским компаниям, если они решат
приобрести «КрайсНефть», придётся перекупать продукцию у «Роснефти»
или возить её из Омска или Хабаровска. А это не столь выгодно».
Решение владельцев Иркутской Топливной Компании передать свой
бизнес является, по мнению Алексея Кокина, вполне закономерным
процессом. «У мелких розничных продавцов будущего на региональном
рынке нет», – считает он.
«Если у этой компании нет долгосрочных договоров
с оптовиками и если она специализируется только на рознице, этот
бизнес не будет прибыльным. Сейчас даже в Москве есть заправки
неизвестных никому нефтяных компаний. Их доля – примерно 30-40%.
Однако рано или поздно они вольются в большие компании», – говорит
аналитик ИФК «Метрополь».
Аналитик компании «Антанта-Капитал» Тимур
Хайруллин считает, что сделка между ИТК и «КрайсНефтью» – случай
достаточно типичный. «Происходит консолидация рынка в нефтяной
отрасли: крупные компании покупают более мелкие. Это связано с тем,
что оптовые цены на продукцию растут быстрее розничных. Сейчас
вообще на розничном рынке доминируют крупные компании. Однако я не
думаю, что мелкие игроки совсем уйдут с рынка», – считает Тимур
Хайруллин.
Аналитик одной из иркутских инвестиционных
компаний отмечает, что тенденция к укрупнению по стране наблюдается
не только в нефтяной отрасли, но и в спиртовой промышленности,
банковской деятельности. «Когда укрупняется сам рынок, то же самое
происходит с бизнесом. Поэтому и «КрайсНефть» не исключение: она
стремится к капитализации. За счёт привлечённых инвестиций и
оптимизации собственных средств «КрайсНефть» начала приобретать не
только заправки ИТК, но и других компаний. Сейчас стоимость
компании «КрайсНефть» – примерно 2 млрд. рублей», – говорит
иркутский аналитик. Он также согласен со своими коллегами, что
«КрайсНефть» впоследствии может стать собственностью «Роснефти».
«Если компания будет расширяться и дальше, никто не позволит ей
занимать значительную долю розничного рынка в регионе», – говорит
наш собеседник. Аналитик не исключает, что при этом будет
задействован административный ресурс и «КрайсНефть» отойдёт
крупному игроку – «Роснефти», и произойдёт это в ближайшие два-три
года.