Леонид Хомерики
Братья Абрамовичи нашли способ частично погасить
долги принадлежащей им авиакомпании «Красноярские авиалинии»
(«Красэйр»). Они продали 7% акций перевозчика ИФК «Метрополь».
Финансовая корпорация купила этот пакет в интересах одного из
клиентов, который уже является акционером «Красэйр». Акции были
отданы в обмен на долги перевозчика в размере $25 млн.
Исходя из того, что 7% акций «Красэйр» обошлось
ИФК в $25 млн, то вся компания была оценена в $350 млн, что немного
в сравнении с крупнейшими российскими авиакомпаниями, акции которых
торгуются на бирже. Капитализация «Аэрофлота» составляет почти $4
млрд, а «Сибири» – $360 млн. «Красэйр» оценивается всего в $96 млн.
Не исключено, что клиенту, для которого «Метрополь» приобрел пакет
«Красэйр», придется доплатить. По словам источника «Ко», близкого к
«Красэйр», сделка пока не завершена.
Компания испытывает финансовые затруднения
давно. Решить проблему долгов не помогли даже размещенные ею в
начале октября кредитные ноты на сумму 3 млрд руб. Выпуск
облигационного займа был вообще отложен из-за неблагоприятной
рыночной конъюнктуры. Впрочем, у большинства российских
перевозчиков, за исключением «Аэрофлота», получающего роялти за
пролеты зарубежных воздушных судов, существуют подобные проблемы.
Никто из них, за исключением все того же «Аэрофлота», не публикует
отчетность по международным стандартам учета, что затрудняет оценку
их кредитных рисков. Большие долги характерны и для других
перевозчиков. У «Сибири», например, они составляют $168 млн, а у
«Трансаэро» – более $100 млн.
Тем не менее продажа акций вряд ли окажется
эффективным способом выйти из финансовых затруднений. «Красэйр» в
ближайшее время должна стать центром создаваемого авиационного
альянса AiR Union, который обещает войти в международный – Star
Alliance. Процедура принятия в такие альянсы подразумевает проверку
деятельности компании со стороны основных участников (в данном
случае – это Lufthansa и Austrian Airlines). «Обеспечивать выплаты
долгов компания сможет, а вот привлекать средства на развитие ей
будет тяжело», – замечает Олег Судаков, аналитик «Ак Барс
Финанс».
Впрочем, остается неясным, действительно ли
«Метрополь» снял с «Красэйр» долговые обязательства. По словам
представителя AiRUnion Ольги Трапезниковой, пока нет официальной
информации о погашенном долге. Эксперты не исключают, что в
ближайшее время может быть продан еще один пакет акций «Красэйр».
Долги AiRUnion составляют около $320 млн. Кроме того, в столичном
арбитраже находятся иски к «Красэйр» на сумму более $150 млн. Хотя
в компании утверждают, что уладили разногласия с кредиторами,
участники рынка с сомнением относятся к таким заявлениям.
Основные кредиторы компании – «Ингосстрах», банк
«Петрокоммерц», Собинбанк, а также лизинговая компания «Ильюшин
финанс Ко.» – не подтверждали факта погашения задолженности.
Проблемы с финансами есть и у других участников AiRUnion. Четыре из
пяти компаний альянса понесли в первом полугодии убытки на сумму
765 млн руб.
Если в качестве продающей стороны снова выступят
Борис и Александр Абрамовичи, государство может пересмотреть свою
позицию относительно этих бизнесменов и лишить их права на
управление AiRUnion.