«Аэрофлот» прорывается на тендер по продаже
«Чешских авиалиний» вопреки воле своего совета директоров. У
перевозчика и без того сложное финансовое положение, считают члены
совета
Анастасия Дагаева, Елена Мазнева
До 20 марта «Аэрофлот» подаст заявку на
тендер по покупке 92% Czech Airlines, заявил вчера гендиректор
«Аэрофлота» Валерий Окулов. Конкурс не простой, очень
политизированный, обсуждается «в каждой [чешской] пивной». Но
«Аэрофлот» может взять местного партнера и ведет переговоры с двумя
чешскими компаниями, сказал Окулов. Партнеров он не назвал.
Как выяснили «Ведомости», эти амбиции не
нравятся совету директоров «Аэрофлота». Чешский тендер обсуждался
на совете 28 января. В ответ на короткий доклад Окулова и двух
его замов директора, в том числе председатель совета министр
транспорта Игорь Левитин, высказались против похода на тендер. Это
описано в письме на имя Левитина от 6 февраля (копия есть у
«Ведомостей»). Авторы — независимый директор «Аэрофлота»,
председатель комитета по стратегии Сергей Алексашенко, а также член
совета от НРК Леонид Душатин (Алексашенко достоверность документа
подтвердил, с Душатиным связаться не удалось). Написали директора
потому, что в протоколе, который вышел по итогам совета, нет ни
слова о чешском тендере — ни того, что вопрос был в повестке,
ни того, что совет был против, указывается в обращении к Левитину.
А между тем в СМИ «активно муссируются» ссылки на заявления
менеджмента «Аэрофлота» о том, что тот уже оформляет заявку и готов
заплатить, «сколько будет нужно», отмечается в документе. Вопрос
предлагается снова включить в повестку очередного совета.
В письме говорится, что у «Аэрофлота» сложное
финансовое положение, ощутимых выигрышей покупка Czech Airlines не
принесет. Оценки экспертов по Czech Airlines разнятся — в
пределах $400-800 млн, неизвестно главное — текущий долг
(на 30 сентября 2008 г. только кредиты в банках
составляли $493 млн). У «Аэрофлота» долг на конец
2008 г. достиг $1,25 млрд, по оценкам «Метрополя» (EBITDA
снизилась на 14% до $619 млн, прибыль — в
2,3 раза до $138 млн).
Планы «Аэрофлота» не противоречат мнению совета,
убеждает замгендиректора компании Лев Кошляков. Заявка на первый
этап тендера (денежный вопрос будет решаться на втором этапе, в
апреле-мае) не накладывает никаких обязательств. «Аэрофлот» хочет
получить документацию по Czech Airlines, проанализировать ее
положение и возможную синергию.
Как Левитин отреагировал на письмо Алексашенко и
Душатина, неизвестно: его советники и пресс-секретарь не стали это
комментировать. Основной владелец НРК — Александр Лебедев
говорит, что не оставит попыток помешать «Аэрофлоту». Он собирается
обратить внимание чешских властей на то, что «Аэрофлот» не
справится со взятыми на себя обязательствами.