General Motors продает его китайской
промышленной группе
Тамила Ъ-Джоджуа, Дмитрий Ъ-Беликов
Американский концерн General Motors (GM) объявил
о продаже бренда Hummer китайской группе Sichuan Tengzhong Heavy
Industrial Machinery. GM и Sichuan Tengzhong намерены отдавать
приоритет развитию американских заводов Hummer. Однако остановка
сборки этих внедорожников в России маловероятна.
Вчера GM сообщил, что покупателем бренда Hummer
станет частная китайская машиностроительная группа Sichuan
Tengzhong Heavy Industrial Machinery (о намерении продать Hummer
концерн сообщил во вторник). Сделка должна завершиться в третьем
квартале, ее сумма не раскрывается. По словам ряда банкиров, на
которых ссылается Reuters, GM получит от продажи бренда около $100
млн наличными, а также "ряд обязательств китайской стороны" (каких,
не уточняется). Ранее GM оценивал стоимость бренда Hummer в $500
млн.
Представитель Hummer в России Роман Скольский
пояснил "Ъ", что китайская сторона покупает права на бренд, а также
логотип, дизайн нынешних и будущих моделей Hummer, связанные с
брендом доменные имена, рекламные слоганы и прочее. Кроме того,
Sichuan Tengzhong покупает дилерские контракты на продажу Hummer и
привлекает топ-менеджмент марки. Производственные активы не
являются предметом сделки, подчеркнул господин Скольский. GM
обязался до конца 2010 года поставлять китайской стороне автомобили
Hummer со своего завода в Шривпорте (штат Луизиана). Это означает,
что теперь GM будет заниматься контрактной сборкой машин для
китайцев. Как будет развиваться партнерство после 2010 года,
стороны не говорят.
Hummer -- марка внедорожников, разработанная
американской AM General. Появилась после конверсии армейского
вездехода HMMWV M998 (сокращенно HUMVEE). GM приобрел права на
Hummer в 1999 году. Модельный ряд включает H1 (снят с производства
в 2006 году), H2, H3 и HX. GM продает Hummer в рамках плана по
своему финансовому оздоровлению. Концерн намерен до конца года
также продать или закрыть Saturn и Saab, а к 2010 году закрыть
производство Pontiac. В 2008 году в мире продано более 40 тыс.
автомобилей Hummer, в России -- 679.
Сделка позволит сохранить 3 тыс. рабочих мест на
заводе в Шривпорте, отметили в GM. Однако этот завод -- не
единственный производственный актив Hummer. Эти внедорожники
собираются еще на одном заводе в США (штат Индиана), на одном
заводе в ЮАР и в России -- на калининградском заводе "Автотор". Что
будет с этими активами, в GM не говорят.
Гендиректор "Автотор-Холдинга" Валерий Горбунов
вчера "выразил надежду, что сделка не повлияет на проект сборки
Hummer в России", напомнив, что менеджмент Hummer не меняется и
"это дает уверенность в продолжении сотрудничества". В Sichuan
Tengzhong будущее российского проекта не комментируют. Гендиректор
группы Ян И сказал только, что китайская сторона "готова
инвестировать в развитие бренда". С января по апрель 2009 года в
России было продано 485 внедорожников Hummer (все собраны на
"Автоторе"), рост продаж составил 84%, что в российском офисе GM
объясняли скидками на машины.
Но, по сообщению The New York Times, китайцы
намерены отдавать приоритет развитию именно американских площадок.
В частности, производство на заводе в ЮАР будет сокращено и
частично перенесено в Шривпорт. Но аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак считает, что закрывать производство Hummer в России
смысла нет, поскольку сегмент российских премиум-брендов в первом
квартале 2009 года рос, несмотря на падение авторынка в
целом. Сделка GM с Sichuan Tengzhong выгона обеим сторонам,
так как партнеры могут производить и продавать автомобили не только
в США, но даже "в Китае, Индии и странах Ближнего Востока", считает
гендиректор чикагской консалтинговой компании Sino Strategies Group
Десмонд Вонг.