Глеб Столяров
GM-АвтоВАЗ«вчера начал сокращать сотрудников,
всего с завода уйдет 400 работников из 1400, сообщила
пресс-секретарь компании Людмила Мурычева. По ее словам, завод
сократит производственный план и перейдет на работу в одну смену
(сейчас — две).
Лидер независимого профсоюза «GM-АвтоВАЗа»
Сергей Ярцев уже уволен, рассказал сопредседатель Межрегионального
профсоюза работников автомобильной промышленности Петр Золотарев.
На сегодня назначено собрание работников «GM-АвтоВАЗа», на котором
они обсудят дальнейшие действия, знает он.
Причина сокращения производства и
сотрудников — ситуация на рынке, говорит Мурычева. Спад спроса
«GM-АвтоВАЗ» почувствовал в конце прошлого года. Рабочие ушли на
рождественские каникулы 15 декабря. Компания сообщила, что
годовой объем продаж единственной выпускаемой модели Chevrolet Niva
даже чуть вырос: в России было продано 48 647 машин
против 48 153 в 2007 г. Но, по данным двух дилеров,
за последние три месяца прошлого года продажи Niva в России по
сравнению с октябрем — декабрем 2007 г. упали на
23% до 10 880 машин.
Спрос сейчас сдвинулся с мертвой точки, говорит
менеджер по продажам тольяттинского дилера «GM-АвтоВАЗа» —
компании «Марш» Николай Салмин, но запас дилера сейчас больше
40 машин, тогда как в прошлом январе на Niva была очередь в
1-2 месяца. Сток есть и у самого «GM-АвтоВАЗа» — пока
завод присылает дилерам машины, выпущенные в 2008 г., говорит
он.
Проблемы со сбытом уже выпущенных автомобилей
есть у всех производителей, и они тоже решают их, останавливая
заводы. Группа ГАЗ запустила завод в понедельник в режиме три дня в
неделю, «Камаз» — пять дней в неделю, рабочие «АвтоВАЗа»
выйдут с новогодних каникул только 2 февраля, УАЗ будет стоять
с 25 января по 9 февраля, до 12 января стояли
«Ижавто» и «Автофрамос». О сокращениях сообщал только «Камаз»
(до 10% персонала), напоминает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил
Пак, но при нынешнем прогнозе рынка этому примеру могут последовать
и другие производители. По его прогнозу, «GM-АвтоВАЗ» сможет
продать в этом году максимум 40 000-42 000 машин с
учетом экспорта, т. е. почти на 30% меньше, чем в
2008 г.