Поставки нефти на Одесский НПЗ могут
возобновиться
Ольга Ъ-Мордюшенко, Екатерина
Ъ-Гришковец
ЛУКОЙЛ в ноябре сможет запустить остановленный в
начале месяца Одесский НПЗ. Компании удалось договориться с
"Транснефтью" о прокачке нефти для завода по трубопроводу "Дружба".
Размер тарифа на поставки стороны не раскрывают, но, по оценкам
аналитиков, он не должен превысить $37 за тонну.
АК "Транснефть" и ЛУКОЙЛ договорились о
транспортировке нефти на Одесский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)
по маршруту госграница с Белоруссией--Броды--Одесса до конца 2009
года. Об этом агентству "Интерфакс-Украина" сообщил пресс-секретарь
министерства топлива и энергетики Украины Фэнт Ди. "По моей
информации, нефть на Одесский НПЗ будет транспортироваться по
белорусскому и украинскому участкам магистрального нефтепровода
"Дружба" до Одессы",-- пояснил Фэнт Ди. В ЛУКОЙЛе информацию о
договоренности с "Транснефтью" вчера не комментировали. В
"Транснефти" также отказались от комментариев, отметив, что графики
транспортировки утверждает Минэнерго, а не сама компания. В
Минэнерго комментариев получить не удалось.
ЛУКОЙЛ купил убыточный на тот момент Одесский
НПЗ в 1999 году. Его мощность составляет 2,8 млн тонн нефти в год,
впоследствии компания планировала увеличить ее до 5 млн тонн. С
2005 по 2008 год на НПЗ проводилась модернизация, которая позволила
выпускать бензин стандартов "Евро-3" и "Евро-4".
В начале сентября Национальная комиссия
регулирования электроэнергетики пересмотрела тарифы на
транспортировку нефти по четырем маршрутам и предложила ЛУКОЙЛу
изменить маршрут поставок нефти на Одесский НПЗ. Оператор
транспортной системы Украины "Укртранснафта" c 1 октября прекратила
прокачку российской нефти по маршруту
Лисичанск--Кременчуг--Одесский НПЗ.
Компания предложила альтернативный маршрут через
32-й км госграницы Украины с Белоруссией и Броды. Но он не устроил
ЛУКОЙЛ из-за более высокого тарифа на транспортировку. По расчетам
Одесского НПЗ, стоимость доставки нефти по изначальному маршруту
составляла около $32,94 за тонну, а по предлагаемому
"Укртранснафтой" -- до $38,95 за тонну. В связи с этим 2 октября
ЛУКОЙЛ объявил об остановке Одесского завода.
Украинское министерство энергетики и
"Укртранснафта" также предложили ЛУКОЙЛу обратиться к "Транснефти"
для прокачки нефти по российской системе. Но в октябре у
"Транснефти" не было технической возможности обеспечить поставки
нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам. С ноября, как сообщили в
компании, она появится. В свою очередь, глава "Укртранснафты"
Александр Лазорко заявил, что позиции "Транснефти" и ЛУКОЙЛа не
позволили Одесскому НПЗ своевременно получить позиционные графики и
разрешение на использование сквозного тарифа по территории России
на октябрь и четвертый квартала в целом, что позволило бы уменьшить
стоимость транспортировки на $3,5 за тонну.
Алексей Кокин из "Метрополя" считает, что
"Транснефть" может повысить тариф на прокачку, так как для
транспортировки нефти ЛУКОЙЛа ей придется поменять технологическую
схему. Но на Одесском НПЗ компания перерабатывает всего 3 млн тонн
нефти в год, и повышение тарифа вряд ли увеличит транспортные
затраты ЛУКОЙЛа в целом по году больше чем на 3%, считает
аналитик. Денис Борисов из ИК "Солид" отмечает, что если
ЛУКОЙЛ согласился на такие поставки, то, скорее всего, цена
"Транснефти" превысит стоимость прокачки по маршруту
Лисичанск--Кременчуг--Одесский НПЗ не более чем на $4 за тонну. "В
противном случае, например если цена превышает тариф более чем на
$10, то ЛУКОЙЛу выгоднее было бы просто остановить завод",--
полагает господин Борисов. Он поясняет, что высокой маржи от
переработки в Одессе ЛУКОЙЛ не получает.