Единственное автомобильное СП в России
прекратило делать машины
Юлия Федоринова, Глеб Столяров
Партнерство крупнейшего мирового автоконцерна
General Motors и “АвтоВАЗа” трещит по швам. Как стало известно
“Ведомостям”, их совместное предприятие “GM-АвтоВАЗ” уже неделю не
работает, потому что российский партнер перестал поставлять
предприятию двигатели и машкомплекты. Дело может дойти до того, что
GM вынужден будет уступить свою долю “АвтоВАЗу”, предупреждают
эксперты. СП “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г. Учредители –
General Motors, “АвтоВАЗ” (каждый – по 41,5% акций) и ЕБРР (17%).
Проектная мощность – 102 000 машин в год. В 2004 г. собрано
55 150 автомобилей Chevrolet Niva, в 2005 г. начат серийный
выпуск Chevrolet Viva на базе Opel Astra. В 2005 г. СП продало
51 806 автомобилей, из них 2000 – Viva. По данным ОФГ, выручка
СП в 2004 г. составила $468 млн, а чистая прибыль – $48 млн.
“АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей. Выручка по
МСФО – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% акций
“АвтоВАЗа” принадлежат его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК”
(24%) и ЗАО “ИФК” (2%). Как рассказал “Ведомостям” представитель
“GM-АвтоВАЗа”, неделю назад завод остановился. Сразу несколько
источников на “АвтоВАЗе” подтвердили, что с 9 февраля с
конвейера не сошла ни одна Chevrolet Niva и Viva. Фактически СП
остановил “АвтоВАЗ”, прекратив отгрузку машкомплектов и двигателей
партнеру. А Chevrolet Niva почти полностью комплектуется из
вазовских деталей, а у СП в наличии был лишь месячный запас
кузовов, объясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”. СП
“GM-АвтоВАЗ” — любимое детище прежнего руководителя “АвтоВАЗа”
Владимира Каданникова. Оно стало первым (и пока единственным)
совместным проектом россиян и иностранцев в нашем автопроме.
Начинало СП с Niva, а в 2005 г. приступила к серийному выпуску
Viva на базе Opel Astra. Каданников до своей отставки уже
поговаривал о запуске новой модели на СП и разработке собственной
новой машины вместе с партнером. Но новый директор “АвтоВАЗа”,
выходец из “Рособоронэкспорта” Игорь Есиповский невзлюбил СП. Едва
став гендиректором “АвтоВАЗа”, он сообщил, что не удовлетворен
нулевой или отрицательной рентабельностью “GM-АвтоВАЗа”.
Есиповского не устраивает цена поставки комплектующих для СП,
поясняет источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Он утверждает, что
“АвтоВАЗ” работает с СП себе в убыток, поставляя машинокомплекты на
15% ниже себестоимости. При производстве
50 000 машин потери “АвтоВАЗа” достигают, по словам
собеседника “Ведомостей”, $20 млн в год. Как бы там ни было,
теперь теряет “GM-АвтоВАЗ”. По подсчетам Кирилла Чуйко из
“Уралсиба”, упущенная выгода завода за неделю простоя —
$8 млн. Это прямой удар по GM, поскольку на долю СП
приходится 67% продаж автоконцерна в России. Хотя по сравнению
с проблемами глобального GM это капля в море — его убытки
за 2005 г., по предварительным данным, достигли
$8,6 млрд. Несколько собеседников “Ведомостей”, близких к
“АвтоВАЗу”, утверждают, что пытались договориться с менеджерами
“GM-АвтоВАЗа”, но те отказались пересмотреть контракт. В итоге
вопрос вынесен на внеочередной совет директоров “GM-АвтоВАЗа”,
который состоится 18 февраля. Представители GM от
комментариев отказались. Директор по связям с общественностью
GM по СНГ Ирина Калашникова сообщила вчера, что компании
нечего добавить к недавнему заявлению управляющего директора
GM по России и СНГ Уоррену Брауну о том, что
“GM-АвтоВАЗ” — это лучший автозавод в России. “СП не имеет
долгов, у него положительный баланс наличности, есть прибыль, а в
прошлом году СП впервые выплатило дивиденды — и это факты,
которые говорят сами за себя”, — говорил он во вторник.
Конфликт “АвтоВАЗа” с GM может закончиться тем, что
“АвтоВАЗ” выкупит долю американцев, считают аналитики ОФГ Елена
Сахнова и “Метрополя” Александр Жуков. Топ-менеджер крупной
автомобильной компании допускает, что конечная цель
“АвтоВАЗа” — выдавить GM из СП. Он предполагает, что
“АвтоВАЗ” может выкупить долю GM в проекте. “АвтоВАЗу” вполне
по силам одному управлять СП, ведь Chevrolet Niva была разработана
и сконструирована в Тольятти“, — говорит собеседник
“Ведомостей”. Жуков считает, что в этом есть смысл, ведь
тогда “АвтоВАЗу” отойдет завод мощностью 100 000 в год,
что немало. Доля Chevrolet Niva в продажах новых
автомобилей в России — около 3%. Дилеры завода пока не впадают
в панику. Главный менеджер тольяттинской фирмы “Марш” Геннадий
Господарев надеется, что работа конвейера СП будет восстановлена
21 февраля, а до того дефицита не возникнет. Но он опасается,
что конфликты с руководством “АвтоВАЗа” по ценам приведут к
повышению цены на Chevrolet Niva.