Александр Лабыкин
Если правительство успеет оказать меры
господдержки авиакомпаниям, то годовой убыток «Аэрофлота» в 17,1
млрд рублей покажется временным недоразумением. Но если нет –
пострадают более слабые авиакомпании, и «Аэрофлот» все равно
выиграет за счет расширения доли рынка
Согласно отчету принадлежащего государству и
госкомпаниям «Аэрофлота», выручка в прошлом году увеличилась почти
на 10% - до 319,8 миллиарда рублей. По словам заместителя
гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами Шамиля
Курмашова, скорректированная на влияние указанных факторов чистая
прибыль группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей, операционная -
11,3 млрд рублей. Чистый убыток крупнейшего перевозчика России
группы «Аэрофлот» по МСФО в 2014 году составил 17,1 млрд рублей
против чистой прибыли 7,33 млрд рублей годом ранее. Основная
причина роста убытка – подорожавшие валютные расходы компании.
«Группа показала положительную операционную
прибыль, несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что
связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами.
Неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие
единоразовые «бумажные» корректировки, в том числе связанные с
курсовыми разницами, привели к чистому убытку группы по МСФО в
размере 17,1 млрд рублей», — сообщил Курмашов.
Операционные расходы группы в 2014 году выросли
на 13,8% — до 308,5 млрд рублей. В частности, расходы на
авиатопливо увеличились на 10,2% — до 87,199 млрд рублей. «Данный
рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением
курса рубля, а также увеличением объемов перевозок группы,
расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов», —
поясняют в компании.
Расходы на обслуживание воздушных судов и
пассажиров выросли на 15,6% — до 61,1 миллиарда рублей. Это тоже в
основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (рост
на 7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок
(рост на 3%) и изменением тарифов на услуги (рост на 4,9%). Зато в
«Аэрофлоте» выросли и зарплаты на 15%, что увеличило чистый убыток,
но поддержит сотрудников.
«Сейчас все несут настолько большие расходы
из-за девальвации, что их не оправдывают даже увеличение выручки за
счет международных рейсов, - пояснил «Эксперт Online» главный
редактор «Авиапорт. Ру» Олег Пантелеев. – Поэтому сейчас в целом
авиаперевозки на грани рентабельности. Усложняет ситуацию и
отсутствие кредитов, которые подорожали для авиакомпаний до 30%.
Все авиакомпании, как и «Аэрофлот», стараются обходиться
привлечением наличных за счет распродаж и акций. Но этим опасно
злоупотреблять, поскольку может случиться дефолт».
Общий долг группы по состоянию на конец 2014
года вырос на 1,3% по сравнению с началом года и составил 174,3
миллиарда рублей. Согласно сообщению компании, это связано
преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой
аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения
курса рубля по отношению к доллару и евро.
Но в компании не видят проблем с кредитами. «По
состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по
кредитным линиям, доступным группе «Аэрофлот» в крупнейших
российских и международных банках, составлял 21,6 миллиарда
рублей», — говорится в сообщении авиакомпании.
В целом выручка от чартерных перевозок снизилась
на 12,5% — до 15,023 млрд рублей из-за падения экономической
активности в стране и, соответственно, спроса. А выручка от
грузовых перевозок сократилась главным образом в связи с решением
приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013
году как непрофильного и осуществлять грузоперевозки в багажных
отделениях пассажирских самолетов.
Рынок позитивно воспринял отчетность
«Аэрофлота», несмотря на возросший убыток.
«Акции «Аэрофлота» сейчас прибавляют 1,15%. В
2014-м году компания зафиксировала чистый убыток в 17,1 млрд
долларов против прибыли в 7,3 млрд годом ранее, - пояснил «Эксперт
Online» аналитик InstaForex Антон Фомин. - Однако есть и
позитивные новости: выручка выросла почти до 320 млрд. рублей, что
на 9,9% выше показателя прошлого года».
В целом эксперты смотрят с оптимизмом на будущее
самой крупной авиакомпании страны.
««Аэрофлот», на наш взгляд, в этом
году может существенно увеличить долю рынка пассажирских перевозок,
заместив своими провозными мощностями мощности «Трансаэро», «ЮТэйр»
и других авиакомпаний, столкнувшихся с финансовыми трудностями и
вынужденными из-за этого сократить авиапарк», - говорит аналитик
компании «Метрополь» Андрей Рожков.
Олег Пантелеев не хотел бы дождаться времени,
когда убыточному «Аэрофлоту» достанутся рынки других
авиакомпаний.
«Это может произойти, если запоздают меры
господдержки, - говорит эксперт. – Через два года ожидается
восстановление спроса, и тогда тот же «Аэрофлот» перекроет этот
убыток, если сейчас его поддержит государство. Тогда убыток на фоне
прежних прибыльных лет покажется временным недоразумением. Если
государство не успеет, то этот и будущий убыток «Аэрофлот» покроет
уже за счет ухода с рынка более слабых игроков, которые точно не
выживут без господдержки».
Ранее правительство включило четыре ключевые
авиакомпании в список системообразующих предприятий, которые смогут
претендовать на госгарантии по кредитам. Помимо этого авиакомпаниям
уже обещаны новые субсидии межрегиональных рейсов.
http://expert.ru/2015/03/2/v-aeroflote-vzleteli-zarplatyi-i-sela-pribyil/?ny