Российские авиакомпании по итогам 2012 года
перевезли 74 миллиона пассажиров - на 15,5% больше, нежели годом
ранее. Основной объем перевозок - более 70%, - как и в 2011 году,
приходится на четверку крупнейших: "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр"
и группу S7. Вероятнее всего, что рост продолжится и в 2013 году -
только группы "Аэрофлот" и "ЮТэйр" суммарно планируют обслужить
43,5 миллиона человек, увеличив объемы перевозок на 20 и 26%
соответственно. При этом аналитики отмечают, что авиакомпании
продолжат развиваться за счет органического роста, сделок M&A
не ожидается.
Итоги года
В понедельник Росавиация обнародовала статистику
за минувший год. По ее данным, пассажирооборот российских
перевозчиков вырос на 17,4% - до 195,77 миллиарда
пассажиро-километров, процент занятости кресел вырос на 1,1% и
составил 78,3%, коммерческая загрузка самолетов увеличилась на 0,8%
- до 65,6%.
Группа "Аэрофлот" заняла первое место с объемом
перевозок в 27,4 миллиона человек (рост на 21,2%), из которых сам
"Аэрофлот" перевез 17,65 миллиона пассажиров. На второе место, как
и в предыдущие годы, вышла "Трансаэро", перевезшая 10,32 миллиона
человек. Пассажиропоток группы "ЮТэйр" составил 9,38 миллиона
человек, позволив компании упрочить свое третье место и
приблизиться к "Трансаэро". При этом темпы роста пассажиропотока у
"ЮТэйра" составили 24,35%, а у "Трансаэро" - 22,2%. Группа S7
сохранила четвертое место с пассажиропотоком в 8,3 миллиона человек
(плюс 25,6%).
В новый год с ростом
"Аэрофлот" и "ЮТэйр" ранее озвучили свои планы
на 2013 год. Так, группа "Аэрофлот" (государству принадлежит 51,17%
акций) планирует увеличить пассажиропоток до 33 миллионов человек,
то есть рост составит примерно 19%. Пассажирооборот, согласно
планам, возрастет в этом году на 23% - до 92,3 миллиарда
пассажиро-километров. Рост предполагается обеспечить за счет
оптимизации операционной деятельности.
По словам аналитика ФК "Открытие" Ирины
Ступаченко, данные прогнозы предполагают замедление темпа роста
пассажиропотока с 22% за 10 месяцев 2012 года с корректировкой на
эффект консолидации бывших авиакомпаний ГК "Ростех".
В 2013 году авиакомпания планирует пополнить
парк новыми воздушными судами Boeing 777 и 737, Airbus A320 и A321,
а также существенно обновить флот ряда авиакомпаний, входящих в
группу. На конец сентября прошлого года группа "Аэрофлот"
эксплуатировала 244 судна.
Что касается финансовых показателей, то группа в
2013 году планирует выручку на уровне 9,56 миллиарда долларов, из
них 8,5 миллиарда - выручка от перевозок. Для сравнения: в 2011
году выручка группы составила 5,378 миллиарда долларов. Реализация
этих планов позволит группе удержать первое место по объему
перевозок среди всех авиакомпаний РФ.
Группа "ЮТэйр" (НПФ "Сургутнефтегаз" владеет
60,67% акций) в 2013 году ожидает роста пассажиропотока на 26% - до
10,5 миллиона человек. Рост показателей планируется обеспечить за
счет оптимизации операционной деятельности и пополнения парка
воздушных судов. Так, в этом году группа планирует получить 11
самолетов (Boeing 737-800, Airbus А321, Boeing 767-200, Boeing
757-200, Boeing 737-500) и более 20 вертолетов, в том числе
Ми-8МТВ, Ми-171/Ми-8АМТ, Agusta Westland AW139, Eurocopter AS 350,
AS 355, EC175. В настоящее время в парке группы - более 250
самолетов и свыше 350 вертолетов различных типов и классов.
Прогнозы по финансовым показателям также весьма
оптимистичные: "ЮТэйр" планирует выручку на уровне более 80
миллиардов рублей, прогнозируется прирост чистой прибыли в 1,5
раза. Для сравнения: по итогам первого полугодия 2012 года выручка
группы по МСФО составила 31,25 миллиарда рублей.
"Скорее всего, "ЮТэйр" в 2013 году
выйдет на уровень "Трансаэро" по числу пассажиров, но по
пассажирообороту, конечно, не догонит, из-за более короткой
протяженности среднего маршрута", - считает аналитик "Метрополя"
Андрей Рожков.
Ступаченко отмечает, что у "Трансаэро"
пассажирооборот (а именно он определяет выручку авиакомпаний) в два
раза выше, чем у "ЮТэйр".
"Трансаэро" и S7 не раскрывают свои детальные
планы.
Среднегодовой рост перевозок пассажиров
"Трансаэро" (супруги Александр и Ольга Плешаковы контролируют
напрямую более 43% акций) по 2012 году составляет около 27%.
Аналитики отмечают, что аналогичный рост продолжится и в 2013 году.
Компания не публикует регулярную отчетность по МСФО (доступна
только отчетность по МСФО за 2007-2008 годы).
Гендиректор авиакомпании "Сибирь" (в группу S7
входят авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", контролируется супругами
Владиславом и Натальей Филевыми) Владимир Объедков говорил, что
всего в 2013 году будет перевезено около 9,5-9,6 миллиона человек.
Отчетность по МСФО группа не публикует. Если S7 сможет выйти на эти
показатели, то в 2013 году она вновь займет четвертое место по
объему перевозок.
Сделок не будет
Авиационная отрасль не отличается большим
количеством сделок M&A в отличие от того же железнодорожного
сектора. Государство до сих пор не может продать 25,5% акций
авиакомпании "Сибирь", так как попросту нет желающих. Зачастую
проще создать новую авиакомпанию, чем купить уже готовый бизнес.
Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что в этом году
сделок ждать не стоит.
"Сделки маловероятны, так как
компании сейчас малопривлекательны с финансовой точки зрения. Если
же какая-то сделка произойдет, то она будет скорее вынужденной, к
примеру, нужны будут деньги на погашение кредитов, и совершится она
по цене, непривлекательной для основного акционера авиакомпании", -
считает Рожков.
"Я думаю, что на данный момент рост будет
органическим, так как, несмотря на общую консолидацию рынка,
интересных предложений для покупок для компаний пока нет", -
отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. По большей части у
мелких перевозчиков достаточно старый парк и ограниченные
возможности, при этом они, как правило, обременены долгами, поэтому
авиакомпаниям проще расти за счет собственных возможностей, уверен
он.
В то же время в 2013 году возможно проведение
SPO "Аэрофлота" и "ЮТэйра".
Аналитики отмечают, что рост авиаперевозок в
России продолжится. "Позитивный прогноз связан с высоким
потенциалом роста, который будет реализовываться на протяжении
двух-трех лет, после чего темпы роста начнут замедляется и скорее
всего опустятся до 7-8%", - полагает Шенк.
http://travel.ria.ru/news/20130129/227203772.html