Через суд представители большой
тройки намерены запретить судебным приставам требовать у них
персональные данные клиентов. До недавнего времени решения по
подобным вопросам выносились фемидой в пользу сторон с переменным
успехом. Подробности у Алексея Киселева.
В коллективном иске операторы требуют отменить внутреннее
распоряжение ФССП от 22 сентября прошлого года. В нём указано, что
сотрудники службы должны привлекать представителей сотовых
компаний, не предоставляющих конфиденциальные данные абонентов, к
административной ответственности. Причем судебные приставы требуют
не только информирования о состоянии счета, но и контроля над ним -
вплоть до заморозки и изъятия средств. "Мегафон" будет отстаивать
интересы клиентов до последнего, отметила официальный представитель
компании "Мегафон" Татьяна Зверева: "Компания "Мегафон" в своей
деятельности всегда исходит из законодательных требований,
предоставление персональных данных, в том числе судебным приставам
производится только в случаях и порядке определенных законом.
Поскольку наша задача обеспечить надлежащую защиту персональных
данных наших оппонентов. Мы не поддерживаем инициативы судебных
приставов, прямо не урегулированных законом и не отвечающих
интересам наших абонентов. Наша позиция подтверждается сложившейся
судебной практикой".
Приличный список выигранных дел против судебных приставов имеет
и "Вымпелком", говорит официальный представитель компании
"Вымпелком" Ксения Корнеева:"У нас
уже на сегодняшний день достаточно позитивная судебная практика на
это все, и "Вымпелком" уже обжаловал более 200 постановлений о
наложении административного взыскания в связи с непредоставлением
конфиденциальной информации об абонентах. В 98% случаев "Вымпелком"
получил или положительные решения судов, подтверждающие
правомерность нашей позиции, или же постановления о наложении
штрафов были отменены судебными
приставами-исполнителями".
Между тем, по данным СМИ, существуют и обратные прецеденты.
Только в начале ноября в приморье суд подтвердил право приставов
списать тысячу рублей с абонентского счета частного предпринимателя
в пользу Фонда социального страхования, что заставило должника
немедленно погасить все задолженности.
Мотивируют свои действия исполнительные органы ситуацией с
банковскими счетами, к которым имеют вполне легальный и полный
доступ. Однако это сравнение здесь неуместно, считает партнер
консалтинговой группы "Интэлис" Алексей Абрамов:"По моему мнению, здесь правовых оснований для
взыскания задолженности с лицевых счетов абонентов нет, и аналогию,
которую судебные приставы проводят с банковским счетом, здесь
вообще неприменима, поскольку здесь есть участие специальных
субъектов в виде кредитных организаций, и понятие "банковский счет"
очень для всех понятное и прозрачное, и законом определено. И
проводить аналогии, то есть толкованию придавать нормы закона, в
принципе, не допускается, тем более в законе об исполнительном
производстве".
Почему операторы внезапно объединились и бросились
отстаивать права абонентов, несмотря на то, что большая тройка
занимает большую часть российского сотового рынка, тоже вполне
понятно, отметил аналитик ИФК "Метрополь" Сергей
Васин:"МТС, "Вымпелком" и
"Мегафон" используют эту ситуацию с судебными приставами, скорее,
как PR-акцию, стараясь показать своим абонентам, что они стоят на
их стороне, тем самым, гарантируя их интересы".
По словам специалистов, единственный шанс дать приставам доступ
к счетам сотовых абонентов- это провести соответствующие поправки
через Госдуму. Что в перспективе и будет сделано, считают
специалисты. А пока же у операторов есть вполне реальный шанс
отстоять права клиентов.