«АвтоВАЗ» признал необходимость корректировки
производственного плана. После незначительного роста в
феврале — апреле в мае продажи Lada упали на 17,5%. За
январь — май падение к тому же периоду 2008 г. составило
45%
Екатерина Назарова
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),
продажи Lada в мае упали до 28 163 авто по сравнению с
34 136 в апреле. За пять месяцев продано
151 019 Lada, что на 45% меньше января — мая
2008 г., говорится в исследовании АЕБ.
По прогнозу президента «АвтоВАЗа» Бориса
Алешина, прозвучавшему на прошлой неделе на международном
экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в 2009 г. на
российском рынке всего будет продано 1,2 млн новых машин
(более ранний прогноз — не менее 1,4 млн авто). Поэтому
сейчас тольяттинский автозавод готовит новую производственную
программу до конца года, сообщил Алешин, не уточняя подробностей. В
пресс-службе завода заявили, что в период кризиса предприятие
работает на помесячном планировании, а «годовой производственный
план может расцениваться только как прогноз деятельности “АвтоВАЗа”
по отношению к объемам рынка».
В марте Алешин заявлял, что в этом году
«АвтоВАЗ» произведет 590 000 Lada
(450 000 машин на внутренний рынок, 80 000 на
экспорт, 60 000 машинокомплектов). В мае вице-президент
завода Ян Венсан уточнил, что завод собирается продать
470 000-500 000 автомобилей.
Производственный план нужно резать минимум
на 20% до 440 000-450 000 авто, уверен аналитик
ИФК «Метрополь» Михаил Пак. По его словам, рынок продолжает падать
и даже продажи иномарок за первые пять месяцев опустились на
уровень 2006 г. до 455 000 штук. А продажи
«АвтоВАЗа» в мае по отношению к апрелю упали на 17,5%, отмечает
аналитик.
Если тольяттинский автозавод не снизит
амбициозные планы, названные в начале года, то ежемесячно он должен
производить по 57 000-62 000 машин, говорит Пак.
Тогда как рекорд продаж Lada в этом году зафиксирован в апреле на
уровне всего 34 136 штук, отмечает он.
При сегодняшних продажах Lada «АвтоВАЗу» более
чем достаточно производить 20 000-30 000 машин в
месяц, считает аналитик «Велес капитала» Марина Иркли. При этом
машин, собранных в этом году, ежемесячно продается по 24 000,
отмечает она, а еще в среднем по 6000 Lada в месяц продают
машин производства 2008 г. У завода и дилеров примерно
60 000-70 000 машин на складах, напоминает
аналитик.
При существующем темпе производства с учетом уже
произведенных в этом году машин (около 120 000) «АвтоВАЗ»
соберет в 2009 г. не более 350 000 автомобилей и
машинокомплектов, посчитала Иркли. Это на 43% меньше, чем в
прошлом году, но соответствует общему падению рынка в 45-47%,
говорит она.
Пак и Иркли считают, что особого всплеска
продаж ожидать не стоит. Пока субсидирование ставок по автокредитам
государством и собственные программы кредитования «АвтоВАЗа», по
сути, не работают, считает Иркли. Возможно, ситуацию улучшит
включение в пул банков, субсидирующих ставки и кредитующих по
программе «Лада-финанс» (сейчас это Сбербанк, «ВТБ 24»,
Россельхозбанк и «Уралсиб»), частных банков, предполагает
Пак.