Информационная группа Finam.ru (входит в состав
инвестиционного холдинга "ФИНАМ") провела онлайн-конференцию
"Пассажирские авиаперевозки: передел рынка продолжается" Ее
участники отмечают, что ослабить монополизацию рынка российских
авиаперевозок пока не удается. По мнению экспертов, сохранение
"ручного регулирования" продолжит убивать конкуренцию, что
незамедлительно приведет к повышению стоимости авиабилетов.
В прошлом году российский рынок авиаперевозок
покинули последние лоукост- компании. В 2012 году передел
российского авиарынка продолжит осуществляться в пользу крупных
авиакомпаний, считают участники организованной "ФИНАМом"
конференции. Так, например, аналитик ИФК "Метрополь"
Андрей Рожков считает, что в результате
слияний-поглощений-банкротств должно остаться всего около 30
авиакомпаний: "Парадокс в том, что, несмотря на кажущуюся
дороговизну билетов - российские авиакомпании еле сводят концы с
концами, закрывая год с минимальной чистой прибылью. Вывод - цена
билетов вряд ли снизиться, если только авиакеросин и аэропортовое
обслуживание не подешевеют".
Существование на сегодняшний день
лоукост-перевозчиков на российском рынке невозможно, уверены
эксперты. "Дискаунтеров в ближайшие годы не ждите, - говорит
главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Наша экономика
пока к этому не готова, для лоу-коста в России нет многих условий
(правовая среда не та, наземная инфраструктура не развита и т.д.).
В первую очередь, нет воли и желания государства. Цены на
авиабилеты полностью в руках правительства РФ, которое и дальше
будет душить авиакомпании ценами на авиакеросин и другими
поборами". Альтернативы ушедшим с рынка дискаунтерам государство
тоже не спешит предоставлять, добавляет г-н Рожков: "Государство
вряд ли захочет субсидировать авиаперевозчиков, достаточно того,
что оно субсидирует пассажирские ж/д перевозки".
Отсутствие государственной поддержки и внедрение
"ручного управления" уже негативным образом сказались на рынке
региональных авиаперевозок, отмечают участники конференции. "В
стране осталось лишь 315 действующих аэродромов (из полутора
тысяч), разорённая и устаревшая наземная инфраструктура, нет новых
региональных самолётов (количество старых сократилось за 3 года
вдвое), отсутствие поддержки региональных авиакомпаний по
обновлению авиапарка со стороны государства (пока одни обещания),
умирающий авиапром, высокие цены на керосин, - говорит г-н Гусаров.
- Всё это пока не вселяет оптимизма. Авиации нужны и крупные хабы и
маленькие аэродромы. И ничего не изменится в лучшую сторону, пока
не будет воссоздана нормальная система управления отраслью с
единоначалием и персональной ответственностью".
"Мне представляется, что регулирование в этой
области избыточно, - не соглашается с коллегой главный редактор
журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. - Чиновники
и политики рассказывают сказки о том, что в Европе осталось три
авиаперевозчика (на самом деле свыше 600) и упорно стараются
сократить число авиакомпаний. Глобализация, слияния и поглощения -
это объективные процессы, они всюду идут и в России. Но всюду,
кроме России, они сопровождаются и процессами возникновения новых
бизнесов". "На самом деле, внутренний рынок интересен, но он
сложный и коррумпированный в инфраструктурной части, - говорит
основатель сервиса OneTwoTrip.com Петр Кутис. - Дополнительное
давление оказывают лоббисты от больших регулярных компаний".
http://www.finam.ru/analysis/newsitem6460C/default.asp