"Святая Русь": через бураны - к полюсу
Репортаж
Александр Карпов
Тысячи километров по воздуху до самой северной
точки планеты - впервые российские воздухоплаватели на аэростате
отправляются на полюс. Путешествие посвящено юбилею великой
Победы.
Точка старта первого в истории России перелета
на воздушном шаре к Северному полюсу - остров Средний в Карском
море. Арктическая весна - это мороз под 40 и лютый ветер. Чересчур
даже для завзятых романтиков. Однако экипаж теплового аэростата
"Святая Русь" готовится к взлету круглые сутки. Для
воздухоплавателей штиль - хуже бурана. Идея столь экстремального
путешествия принадлежит Валентину Ефремову, известному своими
рискованными экспедициями.
"На воздушном шаре можно произвести
уникальнейшие исследования по маршруту нашего перелета - такие, как
экология Северного Ледовитого океана, химический анализ снежного
покрова и многие другие", - считает путешественник.
Штурман и врач экспедиции - Эдуард Мазур из
Якутска, за плечами которого десятки одиночных походов по
Заполярью. Его опыт выживания в суровых условиях бесценен для
экипажа "Святой Руси". В крохотной корзине им предстоит лететь на
высотах, где температура опускается ниже 60-ти градусов.
"Это и научный интерес, и возможность проверить
себя - как мы поведем себя в экстремальных ситуациях", - говорит
Мазур.
Третий член экипажа - Виталий Газарян,
видеооператор и радист. Он отвечает за связь с группой обеспечения,
которая будет сбрасывать топливо для форсунок в местах
промежуточных посадок шара. В остальном путешественники будут
полностью отрезаны от мира. Сколько времени им потребуется для
преодоления тысячекилометрового маршрута, зависит лишь от капризов
погоды.
"Аэростат пойдет к полюсу как бы скачками.
Дождались ветра подходящего на полюс, рванули, газ выжгли, сели,
ждут. Забрасывается 400 литров газа, перезаправились, дождались,
прыгнули, сели", - рассказывает президент Российского
воздухоплавательного общества Станислав Федоров.
Валентин Ефремов посвятил перелет 60-летию
Победы в Великой Отечественной войне. Он верит, что его экипаж
победит в схватке с Арктикой.
После первого отрыва от земли экипаж шара в
течение нескольких дней будет испытывать все системы - топливную,
навигационную, связь. После этого, как говорят авиаторы, рубеж
возврата будет пройден, и начнется весьма рискованное автономное
путешествие над ледяной пустыней.