До конца года откроются четыре магазина в
европейской части России
Елена Богданова, Ольга Коберник, Яна
Янушкевич
Новосибирская компания “Компоненты бизнеса”,
развивающая сеть супермаркетов “Чудодом”, намерена до конца года
открыть магазины в европейской части России. Туда же устремились
столичные конкуренты “Чудодома”, которые считают, что у
новосибирцев есть шанс занять свою нишу. Сеть “Чудодом” располагает
шестью супермаркетами “товары для дома” в Барнауле (в ТЦ “Алтай” и
ТЦ “Пассаж”), Кемерове (ТЦ “Променад-2”, Новокузнецке (ТЦ “Ника”),
Новосибирске (ТЦ “Континент”) и Казани (ТЦ “Мега”). Площадь
супермаркетов — 1500-2000 кв. м. Ассортимент каждого
включает 10 000-15 000 позиций, в том числе посуду,
домашний текстиль, мелкую бытовую технику, украшения интерьера,
инструменты для ремонта. Сеть развивает компания “Компоненты
бизнеса”. Владельцы — физические лица. Оборот не раскрывается.
По оценке участников рынка, оборот одного магазина “Чудодом” —
$2,5 млн в год. Сеть вышла за пределы Сибири еще в апреле,
когда “Чудодом” открылся в казанском ТЦ “Мега”. В сентябре
планируется открытие второго магазина в Казани (в ТЦ “Тандем”), в
декабре — в Екатеринбурге, в декабре-январе — в Оренбурге
(ТЦ “Кит”) и Ярославле (ТЦ “Вернисаж”), рассказал “Ведомостям”
гендиректор и совладелец “Компонентов бизнеса” Михаил Кокорич. “В
этих городах больше качественных торговых площадей, чем в
Новосибирске, — объясняет он движение сети на запад. —
Зачастую они более доступны. Так, открытие магазина в Казани нам
обошлось в два раза дешевле, чем аналогичный проект в
Новосибирске”. Инвестиции в один магазин Кокорич оценивает
приблизительно в $1 млн. “Чудодом” изначально использовал
“веерную” стратегию развития: открывая магазины в новых крупных
городах, не ставил во главу угла завоевание как можно большей доли
рынка — объясняет Кокорич. — Это связано с дефицитом
привлекательных торговых площадок“. Кокорич не исключает открытия
новых магазинов в Барнауле и Новосибирске, но говорит, что это “не
вопрос текущего года”. “Компоненты бизнеса” планируют занять около
10% рынка товаров для дома в каждом новом для себя городе в
течение года. Маркетинговые затраты (преимущественно на BTL-акции)
Кокорич оценивает в 3-5% от выручки магазина. Конкуренты
неоднозначно оценивают планы “Чудодома”. Гендиректор питерской сети
“Санта Хаус”, работающей в формате “все для дома” (DIY), Тигран
Гукасян считает выход “Чудодома” за Урал перспективным. Сейчас в
Казани, Оренбурге и Ярославле нет сильных игроков. Пока эти города
не заняли федеральные сети формата DIY, “Чудодом” будет выглядеть
там самым профессиональным игроком. Гукасян говорит, что главное
для сибирской компании — завоевать лояльность потребителей,
тогда в дальнейшем отток клиентов в мощные сети, которые
обязательно появятся на локальных рынках, будет менее масштабным.
“Санта Хаус” в 2007 г. намерен выйти на рынки Казани, Самары и
Тольятти. Магазины “Санта Хаус” разместятся на площадях около
5000 кв. м и будут предлагать 30 000 наименований
товаров, сообщил Гукасян. “Чудодом” может сосуществовать в крупных
городах с федеральными операторами, которые уже выходят в регионы,
говорит директор по развитию московской сети магазинов для дома
“Хоум центр” Виктор Гайбадуллин. Но более успешной будет работа
“Чудодома” в городах с населением не более 500 000, потому что
требования к торговым центрам там более низкие, добавляет он.
“Именно в таких городах новосибирский оператор мог бы создать свою
нишу”, — говорит Гайбадуллин. “Хоум центр” уже приступил к
строительству торгового центра в Ярославле, который будет открыт в
начале 2007 г. Гайбадуллин рассказал, что компании интересны
все крупные российские города, особенно до Урала, и постепенно
“Хоум центр” намерен их осваивать. Директор управления розничной
сети “Старик Хоттабыч” Евгений Булатов полагает, что ставка на
“веерный” путь развития неоправданна. “Выходя в регионы, мы
открываем не только по одному магазину в разных городах, но и
несколько магазинов в городе, покрывая потребности различных групп
населения, — говорит Булатов. — Нужно учитывать специфику
клиентской аудитории каждого региона”. А коммерческий директор
“Посуда-центра” (два магазина в Новосибирске и по одному — в
Омске и Красноярске) Алексей Надеин считает, что “Чудодом” выбрал
неудачное время для открытия в Казани. “Товары для дома лучше всего
продаются в ноябре, а "Чудодом" открылся в межсезонье, —
говорит Надеин. — Скорее всего, компания не получила
запланированной отдачи в Казани”. Надеин рассказал, что
“Посуда-центр” планирует в ближайшие восемь месяцев открыть еще
четыре магазина в Сибири, за Урал компания выходить пока не
собирается. “Перспективы развития есть пока и в Сибири”, —
считает Надеин. Аналитик ИФК “Метрополь” Михаил Красноперов
полагает, что занять 10%-ную долю рынка города с одним магазином
маловероятно даже в условиях его ненасыщенности. “Маркетинговые
затраты вполне адекватны и помогут информировать покупателей о
бренде, — говорит эксперт. — Но проблемой для
"Компонентов бизнеса" могут стать возросшие расходы на логистику и
управление”.