Новости
26  Октября  2006
КОММЕРСАНТЪ-Приложение: Инвесторы выбирают энергетику

Виталий Гайдаев

Среди внесписочных бумаг биржи РТС и ее секции RTS Board найдется несколько десятков компаний, представляющих различные сегменты машиностроительной отрасли. Среди лидеров по числу сделок представлены компании и предприятия энергетического машиностроения, как наиболее востребованного сегмента отрасли. Далее идут возрождающиеся транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Список замыкают наименее востребованные инвесторами предприятия станкостроения.

Иностранцы снижают риски...

К первому эшелону машиностроения -- если судить по интересу инвесторов -- можно отнести предприятия, выпускающие энергооборудование: концерны "Силовые машины", "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) и "Энергомашкорпорация". "ЭМАльянс" представлен фактически только заводом "Красный котельщик" ("ЗиО-Подольск" хоть и представлен в RTS Board, однако сделки с его акциями не заключаются). Эти компании раньше других начали консолидацию, и к настоящему времени сформировались как самодостаточные единицы. Конечно, неизбежно будет происходить их трансформация: кто-то будет расширяться, кого-то будут поглощать. И в первую очередь это связано с ростом государственного участия в экономике. Это проявляется и в концерне "Силовые машины", куда по убедительной просьбе государства вошло акционером РАО "ЕЭС России", и в ОМЗ, где с помощью Газпромбанка готовится консолидация атомного машиностроения. Вместе с тем с приходом государства эти предприятия не всегда теряют свою привлекательность. В связи с дефицитом и износом энергетических мощностей интерес к этому сектору повышен. Ожидается, что в ближайшее время в энергетику будут привлекаться инвестиции и часть средств пойдет на заказы оборудования у предприятий отечественного машиностроения. Согласно принятой ЕЭС России программе реконструкции, на нее будет потрачено около $67 млрд до 2010 года (о том, насколько реалистичны эти планы, см. материал на стр. 32). Кроме того, российские компании, прежде всего "Силовые машины" и ОМЗ, все более активно участвуют в международных тендерах. Нередко не самостоятельно, а в тандеме с крупнейшими мировыми производителями. Тем не менее протекция со стороны государства неизбежно должна повышать их шансы на успех. "Для "Силовых машин" огосударствление не так опасно, потому что существенная доля в ней принадлежит иностранцам (20% принадлежит концерну Siemens). Государство не будет ущемлять акционеров в компании, где присутствуют иностранцы, во-первых, потому, что это негативно скажется на имидже страны, а во-вторых, с ними еще придется сотрудничать",-- считает аналитик ИК "Капиталъ" Михаил Пак. "По нашей оценке, в "Силовых машинах" объем заказов вырастет до $4 млрд к 2008 году. Основным катализатором роста станут заказы от РАО ЕЭС, так как компания является основным производителем турбин,-- отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.-- Ликвидность бумаги высокая, крупные иностранные фонды покупают эти акции на перспективу, благо free float позволяет новым инвесторам легко их покупать". "Красный котельщик", входящий в группу "ЭМАльянс", не менее интересен. Ведь около 60% мощностей ТЭЦ России оснащено котельным и 90% теплообменным оборудованием производства ТКЗ "Красный котельщик". Неудивительно, что периодически на рынке возникает интерес к бумагам "Красного котельщика". Например, 11 и 22 сентября объем торгов с акциями "Силовых машин" на РТС составил около $4 млн. Участники рынка называли в качестве заказчиков этой скупки и РАО "ЕЭС России", и Siemens, однако достоверных сведений пока нет. Тем не менее спекулянты активно играют на интересе стратегических инвесторов. Подобные движения были характерны и для акций "Красного котельщика". Однако в данном случае спрос определяли портфельные инвесторы. "Компанией заинтересовались западные инвестбанки, а впоследствии к ним присоединилось большинство отечественных брокеров,-- отметил Севастьян Козицын.-- Не исключено, что инвесторы просчитали возможный рост показателей за счет заказов от РАО "ЕЭС России"". Эти предприятия продемонстрировали и наиболее высокие темпы роста капитализации за минувшие 12 месяцев. К тому же они наиболее высоко оцениваются инвесторами. По историческому соотношению капитализации и выручки (1,3-1,7) они превосходят другие предприятия отрасли. Однако попытки активного проникновения зарубежных производителей в Россию могут лишить части заказов отечественного производителя внутри страны. "В РАО "ЕЭС России" определенной программы заказов нет. Их будут делать сами ОГК и ТГК, после того как станут частными. На деньги, вырученные от размещения ценных бумаг, они будут выставлять тендеры на оборудование. И конкурировать с иностранцами нашим компаниям будет сложно из-за более низкого качества. Впрочем, нашим производителям даст фору политическая составляющая",-- отмечает аналитик "Тройки Диалог" Геннадий Суханов. По мнению Михаила Пака, "не все оборудование при реконструкции энергетической отрасли будет заказываться у отечественных компаний. Модернизировать, несомненно, будут наши, так как в старом оборудовании смогут разобраться только они, а вот новое оборудование будет западное. Оно современнее, хотя и дороже".

...а государство их увеличивает

ОМЗ представляет собой корпорацию, которая специализируется в основном на инжиниринге, производстве, продаже и сервисном обслуживании оборудования для атомной энергетики и предприятий нефтегазового комплекса. Уже давно к активам компании присматривались структуры, подконтрольные государству. Осенью этого года атомные активы стали привлекательны и для портфельных инвесторов. Правительством была утверждена "Программа развития атомной отрасли на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", за счет которой отрасль сможет получить огромные средства. Объем финансирования должен будет составить примерно $25 млрд -- более $2 млрд в год. Значительная часть этих средств может быть направлена на закупку оборудования, которое производят ОМЗ. Эта программа ускорила процесс создания совместного с Росатомом предприятия. Газпромбанк и "Атомэнергомаш" заявили о намерении создать совместную компанию, которая в дальнейшем приобретет ряд активов атомного машиностроения в России, в том числе акции "Ижорских заводов" и блокирующий пакет акций "дочки" ОМЗ компании "ОМЗ-Спецсталь". Еще в феврале 2006 года о приобретении 75% акций объявила группа инвесторов, интересы которых представлял Газпромбанк. Тогда была объявлена оферта на выкуп оставшихся в обращении акций по среднерыночной цене (около $7 за акцию). Это решение фактически лишило акции ликвидности. "Медленно, но верно происходит перевод атомных активов в государственную компанию. В результате от такого эмитента, как ОМЗ, останется небольшая часть. Именно этот процесс делает компанию на данном этапе непривлекательной для инвестиций",-- считает аналитик ИГ "Атон" Алексей Жук. Некоторые аналитики считают, что заявление Газпромбанка о выводе атомных активов из ОМЗ с дальнейшим делистингом компании было всего лишь игрой на понижение. "Компания сильно недооценена, по сравнению с ценой бумаг на начало года она сильно отстала,-- считает Михаил Пак.-- Теперь компания начала прибавлять в капитализации. Однако из-за низкого free float (5-7%) крупных инвесторов не осталось, в бумаге остались одни спекулянты". Впрочем, для инвесторов существуют и другие риски. К настоящему времени Газпромбанк сконцентрировал в своих руках почти 95% акций компании. Это позволяет ему объявить программу принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров. И цена может оказаться весьма далекой от ожиданий инвесторов. У государства жесткая позиция во всем, что связано с мирным атомом. В связи с интересом к атомной отрасли спрос частных инвесторов на такого рода активы постепенно снижается, а сами группы для привлечения частного инвестора перестали делать что-либо. Очередным объектом поглощения со стороны государства может оказаться и "ЗиО-Подольск", входящий в "ЭМАльянс". По словам старшего аналитика ИК "Антанта Капитал" Ильи Макарова, "именно он наиболее интересен Росатому, который совместно с "ЭМАльянсом" планирует создать на базе "ЗИО-Подольск" подконтрольную ему компанию". Именно поэтому эта компания остается наименее оцененной со стороны инвесторов. При выручке, составляющей около $190 млн, ее капитализация не превосходит $6 млн.

Рассчитывать только на себя

Вторым эшелоном среди предприятий машиностроения на фондовом рынке идут компании, относящиеся к железнодорожному транспорту, а также сельхозмашиностроению. Крупнейшим игроком на рынке железнодорожного транспорта выступает "Трансмашхолдинг". Он консолидировал в своих руках несколько крупнейших предприятий отрасли, в том числе Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), "Коломенский завод", НЭВЗ и Брянский машиностроительный завод. Несмотря на то что все эти компании представлены на бирже РТС, сделки заключаются преимущественно с акциями ТВЗ и "Коломенского завода" -- наиболее капитализированных предприятий холдинга. При этом оцениваются они инвесторами существенно ниже, чем акции лидеров энергетического машиностроения. По мнению аналитиков, основная причина этого в том, что компании являются финансово обеспеченными. "У них нет проблем с финансированием, их полностью обеспечивает РЖД",-- считает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. У многих компаний сектора имеются заключенные генеральные соглашения с ОАО РЖД до 2010 года, в рамках которых происходит наращивание производственных мощностей и разработка новой техники. "Они контактируют с рынком только через привлечение заемных средств",-- отметил аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. При этом если сектор локомотивостроения консолидировался в лице "Трансмаша", то производство вагонов до сих пор разрозненно. "В процессе реформирования РЖД спрос на вагоностроение может вырасти, и это приведет к последующей консолидации вагоностроительных компаний,-- считает Михаил Лямин.-- "Трансмаш" может выступить в этом случае как заинтересованное лицо в присоединении этих заводов". Компании сельскохозяйственного машиностроения также в большей степени являются статистами на рынке. Например, еще два-три года назад на рынке были акции "Ростсельмаша", но сейчас их нет. Таганрогский комбайновый завод представлен среди акций биржи РТС, однако сделки с ними не заключались в последние два года. Аналогичная ситуация и с акциями Тульского комбайнового завода, представленного в системе RTS Board. Крупнейшим игроком сектора является концерн "Тракторные заводы", который объединяет 11 машиностроительных заводов различного профиля. Промышленное тракторостроение представлено "Промтрактором" и Чебоксарским агрегатным заводом. Как и во всем машиностроении, есть проблемы, связанные не с привлекательностью предприятий, а с желанием их владельцев привлекать портфельных инвесторов. "Компании отрасли не реструктуризированы, качество отчетности оставляет желать лучшего,-- считает аналитик ИК "Центринвест Секьюритис" Максим Иванов.-- Им не интересен рынок акций. Пока что они живут за счет облигаций и банковских кредитов. Им этого достаточно". Третьим эшелоном, фактически стоящим на "запасном пути", можно считать станкостроение. "На данный момент этот сегмент для инвесторов наименее перспективен. Его необходимо развивать с нуля, а это требует огромных вложений, которые могут не окупиться",-- считает Михаил Пак. Неудивительно, что на рынке котируются лишь акции челябинского завода "Станкомаш" и новосибирского "Тяжстанкогидропресса". Отсталость этого сектора диктуется всей новейшей историей России, когда после развала СССР и советского ВПК этот сектор перестал быть востребованным. Долгое время в сектор не вкладывались средства для его восстановления, потребуются значительные капиталовложения. "Смысла развивать эту отрасль нет, потому что мы сильно отстали. Единственное, что необходимо развивать в независимости от мирового положение, так это стратегические отрасли, чтобы отсутствовала зависимость от иностранных компаний",-- подвел итог аналитик "Рай Ман энд Гор Секьюритиз" Евгений Линтчев.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.