Виталий Гайдаев
Среди внесписочных бумаг биржи РТС и ее секции
RTS Board найдется несколько десятков компаний, представляющих
различные сегменты машиностроительной отрасли. Среди лидеров по
числу сделок представлены компании и предприятия энергетического
машиностроения, как наиболее востребованного сегмента отрасли.
Далее идут возрождающиеся транспортное и сельскохозяйственное
машиностроение. Список замыкают наименее востребованные инвесторами
предприятия станкостроения.
Иностранцы снижают риски...
К первому эшелону машиностроения -- если судить
по интересу инвесторов -- можно отнести предприятия, выпускающие
энергооборудование: концерны "Силовые машины", "Объединенные
машиностроительные заводы" (ОМЗ) и "Энергомашкорпорация".
"ЭМАльянс" представлен фактически только заводом "Красный
котельщик" ("ЗиО-Подольск" хоть и представлен в RTS Board, однако
сделки с его акциями не заключаются). Эти компании раньше других
начали консолидацию, и к настоящему времени сформировались как
самодостаточные единицы. Конечно, неизбежно будет происходить их
трансформация: кто-то будет расширяться, кого-то будут поглощать. И
в первую очередь это связано с ростом государственного участия в
экономике. Это проявляется и в концерне "Силовые машины", куда по
убедительной просьбе государства вошло акционером РАО "ЕЭС России",
и в ОМЗ, где с помощью Газпромбанка готовится консолидация атомного
машиностроения. Вместе с тем с приходом государства эти предприятия
не всегда теряют свою привлекательность. В связи с дефицитом и
износом энергетических мощностей интерес к этому сектору повышен.
Ожидается, что в ближайшее время в энергетику будут привлекаться
инвестиции и часть средств пойдет на заказы оборудования у
предприятий отечественного машиностроения. Согласно принятой ЕЭС
России программе реконструкции, на нее будет потрачено около $67
млрд до 2010 года (о том, насколько реалистичны эти планы, см.
материал на стр. 32). Кроме того, российские компании, прежде всего
"Силовые машины" и ОМЗ, все более активно участвуют в международных
тендерах. Нередко не самостоятельно, а в тандеме с крупнейшими
мировыми производителями. Тем не менее протекция со стороны
государства неизбежно должна повышать их шансы на успех. "Для
"Силовых машин" огосударствление не так опасно, потому что
существенная доля в ней принадлежит иностранцам (20% принадлежит
концерну Siemens). Государство не будет ущемлять акционеров в
компании, где присутствуют иностранцы, во-первых, потому, что это
негативно скажется на имидже страны, а во-вторых, с ними еще
придется сотрудничать",-- считает аналитик ИК "Капиталъ" Михаил
Пак. "По нашей оценке, в "Силовых машинах" объем заказов вырастет
до $4 млрд к 2008 году. Основным катализатором роста станут заказы
от РАО ЕЭС, так как компания является основным производителем
турбин,-- отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян
Козицын.-- Ликвидность бумаги высокая, крупные иностранные фонды
покупают эти акции на перспективу, благо free float позволяет новым
инвесторам легко их покупать". "Красный котельщик", входящий в
группу "ЭМАльянс", не менее интересен. Ведь около 60% мощностей ТЭЦ
России оснащено котельным и 90% теплообменным оборудованием
производства ТКЗ "Красный котельщик". Неудивительно, что
периодически на рынке возникает интерес к бумагам "Красного
котельщика". Например, 11 и 22 сентября объем торгов с акциями
"Силовых машин" на РТС составил около $4 млн. Участники рынка
называли в качестве заказчиков этой скупки и РАО "ЕЭС России", и
Siemens, однако достоверных сведений пока нет. Тем не менее
спекулянты активно играют на интересе стратегических инвесторов.
Подобные движения были характерны и для акций "Красного
котельщика". Однако в данном случае спрос определяли портфельные
инвесторы. "Компанией заинтересовались западные инвестбанки, а
впоследствии к ним присоединилось большинство отечественных
брокеров,-- отметил Севастьян Козицын.-- Не исключено, что
инвесторы просчитали возможный рост показателей за счет заказов от
РАО "ЕЭС России"". Эти предприятия продемонстрировали и наиболее
высокие темпы роста капитализации за минувшие 12 месяцев. К тому же
они наиболее высоко оцениваются инвесторами. По историческому
соотношению капитализации и выручки (1,3-1,7) они превосходят
другие предприятия отрасли. Однако попытки активного проникновения
зарубежных производителей в Россию могут лишить части заказов
отечественного производителя внутри страны. "В РАО "ЕЭС России"
определенной программы заказов нет. Их будут делать сами ОГК и ТГК,
после того как станут частными. На деньги, вырученные от размещения
ценных бумаг, они будут выставлять тендеры на оборудование. И
конкурировать с иностранцами нашим компаниям будет сложно из-за
более низкого качества. Впрочем, нашим производителям даст фору
политическая составляющая",-- отмечает аналитик "Тройки Диалог"
Геннадий Суханов. По мнению Михаила Пака, "не все оборудование при
реконструкции энергетической отрасли будет заказываться у
отечественных компаний. Модернизировать, несомненно, будут наши,
так как в старом оборудовании смогут разобраться только они, а вот
новое оборудование будет западное. Оно современнее, хотя и
дороже".
...а государство их увеличивает
ОМЗ представляет собой корпорацию, которая
специализируется в основном на инжиниринге, производстве, продаже и
сервисном обслуживании оборудования для атомной энергетики и
предприятий нефтегазового комплекса. Уже давно к активам компании
присматривались структуры, подконтрольные государству. Осенью этого
года атомные активы стали привлекательны и для портфельных
инвесторов. Правительством была утверждена "Программа развития
атомной отрасли на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года",
за счет которой отрасль сможет получить огромные средства. Объем
финансирования должен будет составить примерно $25 млрд -- более $2
млрд в год. Значительная часть этих средств может быть направлена
на закупку оборудования, которое производят ОМЗ. Эта программа
ускорила процесс создания совместного с Росатомом предприятия.
Газпромбанк и "Атомэнергомаш" заявили о намерении создать
совместную компанию, которая в дальнейшем приобретет ряд активов
атомного машиностроения в России, в том числе акции "Ижорских
заводов" и блокирующий пакет акций "дочки" ОМЗ компании
"ОМЗ-Спецсталь". Еще в феврале 2006 года о приобретении 75% акций
объявила группа инвесторов, интересы которых представлял
Газпромбанк. Тогда была объявлена оферта на выкуп оставшихся в
обращении акций по среднерыночной цене (около $7 за акцию). Это
решение фактически лишило акции ликвидности. "Медленно, но верно
происходит перевод атомных активов в государственную компанию. В
результате от такого эмитента, как ОМЗ, останется небольшая часть.
Именно этот процесс делает компанию на данном этапе
непривлекательной для инвестиций",-- считает аналитик ИГ "Атон"
Алексей Жук. Некоторые аналитики считают, что заявление
Газпромбанка о выводе атомных активов из ОМЗ с дальнейшим
делистингом компании было всего лишь игрой на понижение. "Компания
сильно недооценена, по сравнению с ценой бумаг на начало года она
сильно отстала,-- считает Михаил Пак.-- Теперь компания начала
прибавлять в капитализации. Однако из-за низкого free float (5-7%)
крупных инвесторов не осталось, в бумаге остались одни спекулянты".
Впрочем, для инвесторов существуют и другие риски. К настоящему
времени Газпромбанк сконцентрировал в своих руках почти 95% акций
компании. Это позволяет ему объявить программу принудительного
выкупа акций у миноритарных акционеров. И цена может оказаться
весьма далекой от ожиданий инвесторов. У государства жесткая
позиция во всем, что связано с мирным атомом. В связи с интересом к
атомной отрасли спрос частных инвесторов на такого рода активы
постепенно снижается, а сами группы для привлечения частного
инвестора перестали делать что-либо. Очередным объектом поглощения
со стороны государства может оказаться и "ЗиО-Подольск", входящий в
"ЭМАльянс". По словам старшего аналитика ИК "Антанта Капитал" Ильи
Макарова, "именно он наиболее интересен Росатому, который совместно
с "ЭМАльянсом" планирует создать на базе "ЗИО-Подольск"
подконтрольную ему компанию". Именно поэтому эта компания остается
наименее оцененной со стороны инвесторов. При выручке, составляющей
около $190 млн, ее капитализация не превосходит $6 млн.
Рассчитывать только на себя
Вторым эшелоном среди предприятий машиностроения
на фондовом рынке идут компании, относящиеся к железнодорожному
транспорту, а также сельхозмашиностроению. Крупнейшим игроком на
рынке железнодорожного транспорта выступает "Трансмашхолдинг". Он
консолидировал в своих руках несколько крупнейших предприятий
отрасли, в том числе Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ),
"Коломенский завод", НЭВЗ и Брянский машиностроительный завод.
Несмотря на то что все эти компании представлены на бирже РТС,
сделки заключаются преимущественно с акциями ТВЗ и "Коломенского
завода" -- наиболее капитализированных предприятий холдинга. При
этом оцениваются они инвесторами существенно ниже, чем акции
лидеров энергетического машиностроения. По мнению аналитиков,
основная причина этого в том, что компании являются финансово
обеспеченными. "У них нет проблем с финансированием, их
полностью обеспечивает РЖД",-- считает аналитик ИФК "Метрополь"
Александр Жуков. У многих компаний сектора имеются
заключенные генеральные соглашения с ОАО РЖД до 2010 года, в рамках
которых происходит наращивание производственных мощностей и
разработка новой техники. "Они контактируют с рынком только через
привлечение заемных средств",-- отметил аналитик Банка Москвы
Михаил Лямин. При этом если сектор локомотивостроения
консолидировался в лице "Трансмаша", то производство вагонов до сих
пор разрозненно. "В процессе реформирования РЖД спрос на
вагоностроение может вырасти, и это приведет к последующей
консолидации вагоностроительных компаний,-- считает Михаил Лямин.--
"Трансмаш" может выступить в этом случае как заинтересованное лицо
в присоединении этих заводов". Компании сельскохозяйственного
машиностроения также в большей степени являются статистами на
рынке. Например, еще два-три года назад на рынке были акции
"Ростсельмаша", но сейчас их нет. Таганрогский комбайновый завод
представлен среди акций биржи РТС, однако сделки с ними не
заключались в последние два года. Аналогичная ситуация и с акциями
Тульского комбайнового завода, представленного в системе RTS Board.
Крупнейшим игроком сектора является концерн "Тракторные заводы",
который объединяет 11 машиностроительных заводов различного
профиля. Промышленное тракторостроение представлено "Промтрактором"
и Чебоксарским агрегатным заводом. Как и во всем машиностроении,
есть проблемы, связанные не с привлекательностью предприятий, а с
желанием их владельцев привлекать портфельных инвесторов. "Компании
отрасли не реструктуризированы, качество отчетности оставляет
желать лучшего,-- считает аналитик ИК "Центринвест Секьюритис"
Максим Иванов.-- Им не интересен рынок акций. Пока что они живут за
счет облигаций и банковских кредитов. Им этого достаточно". Третьим
эшелоном, фактически стоящим на "запасном пути", можно считать
станкостроение. "На данный момент этот сегмент для инвесторов
наименее перспективен. Его необходимо развивать с нуля, а это
требует огромных вложений, которые могут не окупиться",-- считает
Михаил Пак. Неудивительно, что на рынке котируются лишь акции
челябинского завода "Станкомаш" и новосибирского
"Тяжстанкогидропресса". Отсталость этого сектора диктуется всей
новейшей историей России, когда после развала СССР и советского ВПК
этот сектор перестал быть востребованным. Долгое время в сектор не
вкладывались средства для его восстановления, потребуются
значительные капиталовложения. "Смысла развивать эту отрасль нет,
потому что мы сильно отстали. Единственное, что необходимо
развивать в независимости от мирового положение, так это
стратегические отрасли, чтобы отсутствовала зависимость от
иностранных компаний",-- подвел итог аналитик "Рай Ман энд Гор
Секьюритиз" Евгений Линтчев.