В 2009 году выручка российских автозаводов
почти не снизится
Дмитрий Ъ-Беликов
По прогнозам Минпромторга, на фоне общего
падения рынка автомобилей в 2009 году на 60%, продажи российских
автомобилей будут снижаться медленнее -- основное сокращение
произойдет за счет импорта. Выручка же российских автозаводов почти
не снизится в результате серьезного роста средней стоимости
автомобиля. Для моделей АвтоВАЗа она увеличится почти на 30%, в
основном за счет смещения продаж в сторону более дорогих Priora и
Kalina.
В распоряжении "Ъ" оказалась презентация
Минпромторга, в которой министерство дает предварительный прогноз
ситуации на российском авторынке в 2009 году. В ней сказано, что
продажи легковых автомобилей в России (как новых, так и
подержанных) в этом году упадут более чем вдвое -- на 60%.
Фактически они могут составить 2,05 млн машин. Основное сокращение
будет идти за счет падения прямого импорта автомобилей в Россию.
Например, импорт подержанных иномарок упадет сразу на 75% -- до 169
тыс. штук, а новых -- на 48,7%, до 747 тыс. Однако пока прогнозы
Минпромторга не совсем согласуются с реальностью. В первом квартале
производство автомобилей в России упало на 65% при снижении продаж
в целом по рынку на 40%.
Импорт упадет вслед за введением
фактически заградительных пошлин на ввоз иномарок в Россию, говорит
Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Это означает, что основу российского
авторынка в 2009 году должны составить автомобили, собранные на
территории страны: их, согласно прогнозам Минпромторга, должно быть
продано 1,14 млн машин против 916 тыс. импортированных. Импорт
упадет на 57%, тогда как продажи автомобилей, собранных в России
(включая иномарки российской сборки),-- всего на 13,3%. Из
тех машин, которые будут собраны и проданы в России, большинство
(625 тыс.) должны составить отечественные легковые бренды (АвтоВАЗ,
ГАЗ, УАЗ), прогнозируют в министерстве.
Одновременно должно произойти удорожание
модельного ряда как по иномаркам, так и по отечественным брендам,
говорится в презентации Минпромторга. Например, средняя цена
автомобилей, продаваемых АвтоВАЗом, в 2009 году поднимется на 28,2%
-- до 239 тыс. руб. (в 2008 году -- 187 тыс. руб.). Рост
объясняется в том числе и увеличением розничных цен, но только на
этот фактор ссылаться невозможно, говорит Михаил Лямин из Банка
Москвы. По его словам, средняя цена Lada в 2009 году вырастет в
основном за счет того, что спрос смещается к более дорогим моделям
Priora и Kalina. Аналитик поясняет, что "сегодня покупает машину
только та часть населения, у которой пока еще остаются хоть
какие-то сбережения, и совсем дешевый автомобиль (семейства
"классика".-- "Ъ") эти люди приобретать не хотят". Аналитик
допускает, что во второй половине года, "когда у населения может не
остаться сбережений", спрос начнет смещаться, наоборот, к крайне
дешевым машинам.
Удорожание иномарок, собираемых в России,
Михаил Пак поясняет ростом цен на машинокомплекты. Например,
средняя цена автомобилей, продаваемых ОАО "Соллерс" (эта компания
занимается в России сборкой корейских внедорожников SsangYong и
итальянских седанов Fiat), вырастет на 12,6%, до 577 тыс. руб. (в
2008 году -- 512 тыс.).
Повышение средней стоимости продаваемых авто
позволит российским автозаводам нивелировать падение финансовых
показателей из-за обвала рынка. В презентации Минпромторга
приводится прогноз выручки АвтоВАЗа на 2009 год (153,2 млрд руб.),
которая упадет не более чем 4,3% при фактическом падении продаж
завода на 25,3%. Аналогичная ситуация может быть и с "Соллерс":
если фактические продажи компании могут снизиться на 11,6% (до
113,5 тыс. машин), то выручка -- не более чем на 0,5% (до 65,5 млрд
руб.). Обратная ситуация только у группы ГАЗ, производителя
коммерческой техники, падение выручки которой Минпромторг ожидает
на большем уровне (на 40,6%), нежели фактических продаж (на 27,7%).
Это может быть связано в том числе с тем, что ГАЗ пообещал серьезно
декостировать свой основной продукт -- "Газель" до $6 тыс., говорят
аналитики.