За время кризиса американцы стали меньше
пользоваться кредитными картами, и не только по причине экономии,
но и из-за потери доверия к ним, утверждает маркетинговая компания
ComScore. В России главная проблема в другом: желающим
воспользоваться карточным кредитом мешает недоверие банков.
Доверие американцев к кредитным картам и банкам,
предлагающим этот продукт, за последний год существенно упало,
констатируют исследователи ComScore, изучившие поведение
пользователей кредитных карт в США во время кризиса. По мнению
маркетологов, это вызвано тем, что оказавшиеся в сложной ситуации
банки зачастую «на ходу» и без предупреждения меняют условия по
карточным кредитным счетам.
Те или иные изменения в своих договорах
обнаружили более половины (54%) американских пользователей
кредиток, и примерно столько же (53%) узнали, что в результате
теперь они должны выплачивать более высокие проценты по кредитам,
нежели при заключении договора. Четверть столкнулась с сокращением
кредитного лимита, 20% – с дополнительными комиссионными сборами,
шестая часть – с возросшим ежегодным тарифом за обслуживание
карты.
Все это решительным образом ударило по
популярности этого финансового продукта. Отношение к банкам,
выпускающим кредитные карты, ухудшилось у 54% опрошенных ComScore.
Среди тех, кто столкнулся с односторонними изменениями условий по
уже выданным кредитам, более половины опрошенных (55%) сократили
траты со своих карт, около четверти (27%) прекратили оплачивать ими
покупки, а 12% и вовсе закрыли свой кредитный счет. Каждый десятый
(9%) открыл счет в другом банке, а 8% перевели деньги на другую
карту. Лишь 3% не обратили внимание на ухудшение условий по
кредитам и стали тратить больше.
Банки, выпускающие карты, оправдываются тем, что
к изменению условий договоров их вынуждают ужесточение условий со
стороны регуляторов. «Последний год был очень нестабильным для
отрасли, – говорит Кевин Левит, вице-президент comScore. –
Экономическая ситуация и государственные ограничения вынуждают
кредитные организации менять условия, на что потребители реагируют
крайне негативно».
В России банки не верят клиентам
Представители российских отделений платежных
систем Visa и Mastercard (лидеров по количеству выпущенных карт в
России) не смогли оперативно прокомментировать GZT.ru ситуацию на
российском рынке кредитных банковских карт.
Марк Рубинштейн, замруководителя
аналитического отдела ИФК «Метрополь», говорит, что в России банки
тоже в ходе кризиса зачастую в одностороннем порядке меняли условия
по потребительским договорам, увеличивая ставки по кредитам, однако
статистики по этой практике нет.
По мнению Рубинштейна, в России едва ли можно
говорить о падении доверия обладателей кредитных карт к банкам.
«Скорее наоборот: у нас упало доверие банков к клиентам-обладателям
кредитных карт, – говорит аналитик. – Снижение располагаемых
доходов привело к увеличению рисков, тем более банковский карточный
кредит считается очень рискованным продуктом». Что касается
потребителей, то желающих взять кредиты на банковских картах вполне
достаточно, отмечает эксперт.
Действительно, с увеличением рисков невозврата
по кредитным карточным продуктам, банки увеличили процентные ставки
и ужесточили требования к заемщикам. Участники рынка предпочитают
выдавать кредитки только постоянным клиентам безупречной кредитной
историей или сотрудникам компаний, имеющих в банке «зарплатные»
счета.
Снять «кэш» с кредитки
Тем не менее, результаты исследования компании
Profi Online Research, проведенного во втором квартале этого года,
свидетельствуют, что недоверие российских потребителей к картам все
же несколько увеличилось. Если в четвертом квартале 2008 г.
наличные деньги с кредитных карт снимали (т.е. по сути,
использовали кредитку не по прямому назначению) или планировали
снимать 46% участников исследования, то по итогам второго квартала
2009 г. эта цифра выросла до 54%, говорят данные опроса.
Полученные в ходе исследования цифры
свидетельствуют о том, что в большинстве своем клиенты банков в
настоящее время не торопятся обзаводиться кредитными картами. А
многие из тех, у кого они уже есть, склоняются к тому, чтобы
отказаться от подобного рода банковских услуг. По итогам II
квартала 2009 г. кредитной картой в последующие 6 месяцев
планировали продолжать пользоваться не более 24% опрошенных.
Проблему признают и в Госдуме. На прошлой неделе
нижняя палата парламента приняла в первом чтении поправки к закону
«О банках и банковской деятельности», которые должны ограничить
одностороннее изменение ставок по банковским кредитам.
Необходимость введения запрета депутаты объяснили тем, что за время
кризиса банки чаще стали пользоваться прописанной в договорах
возможностью сокращать срок кредитования, требовать досрочного
погашения долга и увеличивать ставки.
На кредитках – всего 5% платежей
По прогнозам специалистов компании
StatBanker.ru, по итогам этого года с учётом курсовой разницы
совокупный объём операций по оплате товаров и услуг, а также снятию
наличных по кредитным картам в этом году достигнет в России $12
млрд. Это всего около 4,5% от денежной суммы всех операций,
совершенных держателями банковских карт, выпущенных в России.
В ближайшие 2-3 года можно ожидать троекратного
роста объёма операций по кредитным картам до $36 млрд, прогнозируют
специалисты, за счет увеличения доли кредитных карт в общем объёме
всех операций, совершенных на территории России с 4,5% до
9-12%.