Григорий Васюков
По итогам 2011 года сопоставимые продажи (LFL) в
ведущих сетях продуктовой розницы России продемонстрировали
тенденцию к росту в бюджетном сегменте: лучшие показатели
продемонстрировал дискаунтер "Магнит", тогда как лидер рынка X5
Retail Group серьезно замедлился.
Лидеры сетевого продуктового ритейла России опубликовали свои
финансовые результаты за 4-ый квартал 2011 года, подведя, таким
образом, итоги прошлого года. Лучше других чувствует себя "Магнит",
работающий в сегменте эконом-класса. Более премиум-ориентированные
"О'кей" и X5 Retail Group большого роста не показали.
Не одинаковый рост
Так, по итогам года выручка "О'кей" увеличилась на 12,9% до 92,212
млрд рублей. Однако по показателю like-for-like (LFL, показатели по
сопоставимым продажам, т.е. продажи без учета развития сети) по
сравнению с 2010 годом выручка выросла на 5,3%.
Как отметил в заявлении по этому поводу
гендиректор OKEY GROUP S.A. Патрик Лонге, ситуация в сегменте была
"в целом сложной", но компании удалось сохранить базу покупателей
существующих магазинов.
В IV квартале 2011 года группа "О'кей" открыла 5
гипермаркетов и 5 супермаркетов, общее количество магазинов сети
достигло 14 торговых точек. Планы на 2012 год - 13 новых
гипермаркетов, пообещал Лонге.
О'кей в цифрах
В настоящее время сеть "О'кей" насчитывает 71 магазин, из них 42
гипермаркета и 29 супермаркетов. На 31 декабря 2011 года торговые
площади превышали 346 000 м2. По сравнению с 2010-м они увеличились
на 20,5%.
По оценкам аналитика "Инвесткафе" Антона Сафонова, опубликованные
результаты "не очень хорошие, поскольку оказались хуже прогнозов,
но ситуация была ожидаемой".
"Примечательно, что Лонге дал прогноз на 2012 на
уровне 7% по сопоставимым продажам, что включает в себя рост
среднего чека на 6%, трафика — на 1% и увеличение выручки в целом
на 25-30%. Это оптимистичные прогнозы. Сбудутся они или нет, станет
ясно после публикации операционных результатов за 1-е полугодие", -
подчеркнул эксперт.
На развитие сети "О'кей" планируют потратить в
2012 году 14 млрд рублей.
Одним из факторов снижения выручки компании по
сравнению с прогнозом - приостановкой работы одного гипермаркета,
которая привела к снижению выручки примерно на 1 млрд рублей
(инцидент с обрушением крыши в гипермаркете у станции метро
"Озерки" в Петербурге год назад).
LFL тянет гиганта вниз
Крупнейшая же розничная компания России по объемам продаж X5 Retail
Group увеличила свою выручку в 2011 году на 32% по сравнению с
предыдущим годом до 452,482 млрд рублей, говорится в сообщении
ритейлера. В четвертом квартале 2011 года выручка Х5 выросла на
16%, достигнув 123,316 млрд рублей.
Ранее Х5 скорректировала прогноз по росту
выручки в 2011 году с 40% до 35%, пояснив это тем, что российские
потребители урезали свои расходы.
В итоге сопоставимые продажи (LFL) Х5 в 2011
году выросли всего на 6% в рублевом выражении.
"Показатели Х5 "просели" по ключевым
направлениям: LFL-продажи, трафик во всех форматах, что и вызвало
падение котировок акций на 10% сегодня. При этом, компания
продолжает говорить о снижении покупательской активности, но цифры
"О'кея", "Магнита" и "М.Видео" это объяснение не подтверждают", -
говорит старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна
Бобровская.
В течение года ритейлер органически
открыл 577 магазинов, а также ребрендировал 616 приобретенных в
конце 2010 года магазинов "Копейка": 607 - в дискаунтеры и девять -
в супермаркеты, кроме того закрыла 44 магазина.
Улучшение по продажам возможно после того, как
все магазины сети заработают на полную мощность в первой половине
года, а котировки могут восстановиться, пережив первую негативную
реакцию рынка. При этом, догнать лидера по росту LFL сеть "Магнит"
– 11% за год – X5 будет непросто.
"Сказывается различие в форматах. У
Х5 больше средний чек. Увеличивать его сложнее, чем относительно
невысокий чек, который есть у "Магнита". Ценовая политика "Магнита"
и маркетинг оказались крайне успешными, в то время как новогодние
скидки влияния на трафик и рост среднего чека в Х5 не оказали", -
резюмирует аналитик.
Отметим, что в конце 2011 года Сбербанк России открыл кредитную
линию Х5 Retail Group с лимитом 9,15 млрд рублей сроком на три года
на финансирование оборотного капитала компании и рефинансирование
кредитов в других банках в конце 2011 года.
Также компания в 2011 году пережила отставку
главного исполнительного директора сети Льва Хасиса, которая
вызвала смену руководства в ряде региональных филиалов. Сам Хасис
перешел на работу в крупнейшую в мире ритейлинговую компанию
Wal-Mart.
X5 Retail Group
X5 Retail Group образована в мае 2006 года путем слияния компаний
"Пятерочка" и "Перекресток". На конец 2011 года сеть насчитывала
3,002 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах
европейской части России. Основными акционерами Х5 являются
"Альфа-групп", которой принадлежит 47,86% акций, и основатели
"Пятерочки" с 19,85% акций; 0,09% акций принадлежит менеджменту,
32,09% акций в форме GDR находятся в свободном обращении и 0,11%
акций - казначейские GDR. В 2010 году Х5 увеличила чистую прибыль
по МСФО на 64% - до $271,2 млн долларов, выручку - на 29%, до
$11,28 млрд.
http://www.firstnews.ru/news/business/byudzhetnaya-roznitsa-uskorilas-v-2011-godu/