Крайняя точка земливпервые покорена на воздушном шаре
Ефим Королев
Уникальный экспедиционный проект по продвижению
к Северному полюсу на воздушном шаре успешно завершен. Впервые в
истории освоения Арктики аэростат "Святая Русь", стартовавший с
мыса Арктический архипелага Северная Земля, за 38 дней беспроблемно
достиг крайней точки земли. У сенсации три автора: Виталий Газарян,
Эдуард Мазур и капитан экипажа - известный российский
путешественник Валентин Ефремов. На преодоление 1000 километров от
мыса Арктический до самого полюса у экспедиции ушло 38 дней. Это
весьма оптимистический показатель. Впрочем, сравнить его не с чем:
до сего момента ни одно воздухоплавтельное покорение полюса не
заканчивалось успешно! Перед отправкой экспедиции организаторы
рассчитывали на гораздо больший срок. Сначала они долго выжидали
попутного ветра для запуска шара, а затем изучали метеосводки.
Погодные условия позволили осуществить запуск только 8 мая. В
первый марш-бросок отчаянной тройке в корзине аэростата удалось
преодолеть 145 километров. Во время первого сеанса связи
путешественники сообщили, что разбили палатки на льду, дрейф
которого составляет около 200 метров в час на запад. Впрочем, запас
продуктов экспедиции - на полтора месяца, газа в баллонах - на еще
один перелет. По сути, заботиться о пополнении необходимых запасов
не стоило: по необходимости они могли быть доставлены вертолетной
группой. Гораздо важнее для следующего броска на север был попутный
ветер. Праздничные дни оказались для экспедиции беспокойными. В
ночь на 9 мая путешественники были разбужены сильным шумом,
связанным с торошением льдов. Последующие дни экипаж постоянно
менял место стоянки. Валентин Ефремов решил передвигаться
параллельно на аэростате с сопровождением на снегоходах. Подобная
тактика принесла успех путешественнику в 1998 году во время
перелета на тепловом аэростате по маршруту Тикси - Новосибирские
острова. Поэтому тут же команде Ефремова вертолетом сопровождения
были доставлены два снегохода. Проведенная снегоходная разведка
показала, что обстановка вокруг лагеря изменилась. Появились
многочисленные разводья, трещины во льдах и значительные торосы
льда. Но погода капризничала по-женски. Как только природа
успокоилась, экспедиция взяла курс на самую северную точку
архипелага - мыс Арктический острова Комсомолец. Вторым броском
было пройдено 230 километров. Идти дальше стало опять
проблематично: вплоть до горизонта расстилалось открытое
пространство воды, перелет через которое представлял большой риск.
Огромнейшее торошение льдов. На снегоходах на мыс Арктический был
заброшен запас газа для воздушного шара и необходимое снаряжение.
18 мая экипаж Ефремова наконец-то дождался попутного ветра и
продолжил свое продвижение к полюсу. Проведя несколько часов в
воздухе, путешественники сели на лед. Через два дня,
дозаправившись, сообщили о полной готовности к новому рывку к
Северному полюсу. Все этому благоприятствовало: пополненные запасы
продовольствия и топлива. Кстати, экипаж смог позволить себе "баню
в Арктике". Банный процесс своеобразный: обливание морской водой из
близлежащих разводий во льдах, энергичный кросс до разогретой
палатки, прием грога или крепкого чая. И вот 23 мая войдет в
историю не только как памятная дата приземления на Северном полюсе,
но и как финал уникального проекта, доказавшего, что русские могут
все.