Вечная "десятка"
"АвтоВАЗ" пытается превратить ее в топ-модель
Стартовавший вчера российский международный автосалон оставляет
противоречивые впечатления. С одной стороны, зарубежные
автопроизводители высоко оценивают перспективы российского рынка и
предпринимают серьезные усилия, чтобы занять на нем достойное
место. Но ни один из них не объявил о новых планах организовать
производство в России.
6-й
Российский международный автосалон занял 50 000 кв. м в столичном
Экспоцентре, его организаторами выступают АО
"Автосельхозмаш-холдинг " и компания ITE Group Plc. В выставке
принимают участие более 800 компаний из 31 страны.
Участники автосалона не скупятся на победные прогнозы продаж или
сообщения о новинках. Например, Ford и Toyota рассчитывают продать
в нынешнем году по 20 000 машин каждая против примерно 6700 и 8600
в минувшем, Mitsubishi собирается продать больше 15 000,
продемонстрировав рост в 85%. Менее удачливый BMW, чьи продажи в
этом году почти не вырастут (компания планирует лишь преодолеть
рубеж в 4000 автомобилей против 3886 в 2002 г. ) , пообещал резко
расширить представленный в нашей стране модельный ряд, а
Volkswagen, рассчитывающий, как и в прошлом году, продать около 20
000 автомобилей всех своих марок, представил публике модель Gol
бразильского производства и сообщил о грядущих изменениях в
дилерской политике.
Volkswagen выводит на рынок машину, которая будет стоить около 9000
евро (примерно $9800) - меньше самых дешевых изделий его чешского
подразделения Skoda. Гендиректор российского подразделения
Volkswagen Ронни Мюллер считает конкурентом нового автомобиля
Daewoo Nexia и подержанные иномарки. "Мы считаем, что в России
можно продавать несколько тысяч Gol в год", - говорит Мюллер. В
будущем году (именно тогда в России начнет продаваться Gol) ООО
"Фольксваген Груп Рус" станет официальным и единственным импортером
Skoda в Россию (в отношении марок Volkswagen и Audi эти права
компании передаются с сентября).
Ford
Motor, сделавший ставку на внутрироссийское производство, заявил о
беспрецедентном - до 5% годовых - снижении стоимости кредита на
покупку Focus (подробнее см. статью на стр. А1). Зато новых моделей
Ford российского производства в обозримом будущем ожидать не
приходится. По словам Хенрика Нанзена, президента российского
подразделения компании Ford, сейчас проходит модернизацию уже
выпускающийся Focus.
Новостей в области производства автомобилей в России нынешний
автосалон принес мало. Калининградский "Автотор", собирающий ряд
моделей Kia и BMW, прямо в Экспоцентре собирается подписать
соглашение о сборке автомобилей еще одной иностранной марки. Как
сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности информированный
сотрудник компании, этой машиной будет Hummer II от General Motors.
О грядущей сборке Hummer в Калининграде знают и сотрудники
тольяттинского СП "GM-АвтоВАЗ", однако пока ни в GM, ни в
"Автоторе" от официальных комментариев на эту тему
отказываются.
Подробно о производственных планах вчера говорило лишь руководство
ВАЗа. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников
заявил, что из-за падения спроса завод может прекратить
производство "классики". Каданников заявил, что в перспективе
производство "ВАЗов" может превысить 950 000 в год, когда к
существующим производственным мощностям прибавится новый цех, в
котором будет выпускаться около 220 000 автомобилей "Калина".
Вчера
публика впервые увидела ВАЗ-2170 - автомобиль С-класса, который в
2005 г. должен стать топ-моделью тольяттинского завода. По
признанию представителей ВАЗа, машина создана на платформе
ВАЗ-2110, но отличается "измененной внешностью и интерьером, а
также с улучшенными потребительскими свойствами". А вот решение о
производстве на мощностях СП "GM-АвтоВАЗ" автомобиля Opel Astra, по
словам представителей завода, может быть принято в октябре.
"Решение не принято" - вот самый популярный ответ, который можно
было услышать от зарубежных участников московского салона на вопрос
о возможности организации производства в России. Тору Сайто из
Nissan заявил, что его компания изучает такую возможность, но
никаких конкретных проектов пока нет. Глава российского
подразделения Toyota Фумитака Кавашина говорит, что вопрос о
производстве Toyota в России рассматривается, но тоже не дошел до
практической стадии. Ронни Мюллер из Volkswagen не отрицает, что
руководство компании изучает вопрос производства в России, но и он
определенно констатировал, что никаких конкретных решений пока не
принималось.
Вице-президент ИГ "Атон" Александр Агибалов считает, что емкость
российского рынка недостаточно велика, чтобы сделать проекты сборки
иномарок в России быстро окупаемыми. "Рынок иностранных машин
сейчас 150 000 - 200 000 в год, весь российский рынок - 1,5 млн.
При средней цене импортной машины в $15 000 получается, что рынок
машин иностранного производства - $3 млрд. При этом самый крупный
игрок на российском рынке - Ford - рассчитывает ежегодно
производить 25 000 Ford Focus. При средней рентабельности в 15%
получается, что в год Ford будет зарабатывать лишь $45 млн и проект
окупится не раньше чем через шесть лет", - рассуждает аналитик.
По
мнению аналитика ИК "Метрополь" Дениса Нуштаева,
одна из причин, по которой западные производители не спешат
разворачивать в России сборочные производства, - отсутствие
качественных дешевых комплектующих. "Тому же Volkswagen имеет смысл
прекратить поставки машин бразильской сборки только в том случае,
если машины российской сборки будут дешевле", - говорит
Нуштаев.
Ведомости