Минпромторг предложил ввести утилизационные
премии. При замене старой машины на новую российской сборки ее
владелец сможет получить 50 тысяч рублей
Сергей Сенинский
Российское Министерство промышленности и
торговли намеревается стимулировать спрос на автомобили при помощи
утилизационных премий. Планируется, что автовладелец, желающий
сменить старую (от 10 лет) машину, сможет получить за нее ваучер на
50 тысяч рублей и внести его как часть стоимости нового автомобиля,
произведенного на территории России.
Проект Минпромторга предполагает, что хозяин
старого автомобиля владел им не менее одного года. При этом речь
идет не только о легковых, но и о легких коммерческих автомобилях,
то есть, по сути, ко всему автотранспорту в категории до 3,5 тонн.
При таком подходе в число потенциальных участников программы входит
чуть ли не половина автолюбителей страны.
"Структура автопарка в России такова, что
на автомобили старше 10 лет приходится порядка 40-45 процентов, —
говорит аналитик инвестиционной компании "Метрополь" Михаил Пак. —
Это порядка 13-14 миллионов штук. Если все эти автомобили будут
предъявлены в рамках новой программы, которая сейчас обсуждается
Минпромом, то это достаточно большие деньги — которых, к сожалению,
пока у государства нет". Впрочем, эксперт сомневается, что в случае
реализации проекта все старые машины будут предъявлены к
выкупу.
Скорее всего, таким способом правительство
надеется в первую очередь стимулировать спрос на продукцию
"АвтоВАЗа". Впрочем, в близкую ценовую категорию попадают и
наиболее доступные из иномарок российской сборки. Но аналитик
инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Михаил Ганелин уверен, что
реализация программы действительно приведет к росту продаж
"общественных" автомобилей и, в частности, "АвтоВАЗа". "Люди,
которые получат 50 тысяч, смогут использовать их в качестве,
например, первоначального взноса при покупке автомобиля — объясняет
эксперт. — Допустим, у них вообще нет денег, они приходят в банк и
как первоначальный взнос — 10, 15, 20 процентов — могут
использовать этот ваучер. Как правило, при покупке машины банк
требует первый взнос как раз 20 процентов. Оставшаяся сумма кредита
выдается на покупку, и это приблизительно укладывается в стоимость
машины в 300-400 тысяч рублей, куда попадает именно продукция
"АвтоВАЗа". Кроме того, машины старше 10 лет — это в основном
регионы, глубинка, и там люди все-таки привержены к российским
машинам. Тем более, они легче чинятся, а там много Кулибиных,
которые способны починить машину самостоятельно. И, наконец,
продукция ВАЗа им ближе, чем какой-нибудь Ford или Renault
Logan".
Вопрос, который сразу возникает у экспертов —
что будет с теми старыми автомобилями, которые их владельцы сдадут,
рассчитывая на 50-тысяный ваучер? В западных странах основные
расходы на утилизацию старых автомобилей, как правило, несут их
автопроизводители. В России же система не отработана вообще.
"Камнем преткновения является то, что в
России пока нет инфраструктуры для того, чтобы эти автомобили
утилизировать, либо перепродавать, либо делать с ними что-то еще,
пока непонятно что, — напоминает Михаил Пак из "Метрополя". — И
другой момент: у нас еще нет, к сожалению, законодательства,
которое регулировало бы то, как эти автомобили будут потом
продаваться. То есть налогообложение этих операций в России пока в
законодательстве не прописано. В то же время, премия от утилизации,
если и будет введена, то как минимум через полгода. За это время
можно успеть достаточно много. Если государство действительно будет
заинтересовано во введении премий за утилизацию и организации
необходимой инфраструктуры, я думаю, что это будет достигнуто в
кратчайшие сроки".
Второй, еще более приземленный вопрос,
заключается в том, станет ли 50-тысячерублевый ваучер (по текущему
курсу это чуть более 1,5 тысячи долларов) достаточным стимулом для
владельцев старых машин. В Германии, например, компенсация за
автомобиль старше 9 лет составляет 2,5 тысячи евро, то есть 3,5
тысячи долларов. Но, по мнению Михаила Ганелина из "Тройки-Диалог",
предложенная сумма все-таки достаточно интересна для потенциальных
покупателей — уже хотя бы потому, что за ее счет можно сделать
первый взнос.
Пока неясно, сколько денег государство готово
выделить на выкуп подержанных автомобилей. Однако разработчики
программы из Министерства промышленности и торговли предполагают,
что уже в 2010 году в рамках пилотных проектов в нескольких
регионах России может быть продано до 200 тысяч новых
автомобилей.
"Продажа 200 тысяч автомобилей в год
предполагает, что 200 тысяч машин сдадут, то есть государство
должно выделить порядка 10 миллиардов рублей, — рассуждает Михаил
Ганелин. — В 2009 году, например, в России будет продано около 1
миллиона 700 автомобилей. Соответственно, 200 тысяч — это порядка
10-13 процентов, вполне реальная величина. Я не могу сказать, что
она колоссальна, но опять же она даст поддержку рынку".
"Безусловно, ее успешность будет напрямую
зависеть от параметров, которые будут установлены в этой программе,
— напоминает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. — Тех 50 тысяч
рублей, о которых идет речь, на мой взгляд, недостаточно, чтобы
оказать рынку сильную поддержку. С другой стороны, начиная с
середины или с конца 2010 года мы скорее всего будем наблюдать
подъем продаж автомобилей, и вкупе с этой программой он может дать
максимальный эффект".
В Германии, где программа государственного
финансирования замены старых машин на относительно недорогие новые
оказалась самой удачной в Европе, объемы продаж новых автомобилей в
июле оказались почти на 30 процентов больше, чем годом ранее. В
июне этот прирост превышал 40 процентов.