"Что, государство должно бороться само с собой?"
Cроительный бум споткнулся о
монополистов
Госстрой решил поддержать строительный бум в
России. Отечественные производители стройматериалов не в состоянии
сегодня удовлетворить спрос потребителей своей продукции,
констатировали чиновники ведомства на прошедшей вчера коллегии, -
отсюда и рост цен. Госстрой обещает содействовать развитию
строительной отрасли различными мерами, в частности "налоговыми
каникулами" для малого предпринимательства. Впрочем, "малыши"
полагают, что чиновники ищут проблему не там, где надо.
Региональные монополисты вытесняют конкурентов с рынка, причем при
непосредственной помощи местных властей. "Объемы ввода нового
жилья, подрядных работ, инвестиций в строительстве существенно
возросли, - констатировал вчера на коллегии заместитель
председателя Госстроя Анатолий Петраков. - Доля федерального
бюджета в строительстве снижается, регионального - возрастает, при
этом растет процент привлеченных средств по сравнению с
собственными". ассортимент не тот Это свидетельствует о выходе
отрасли из кризиса, сделали вывод чиновники, и единственное, что ей
мешает успешно развиваться, - нехватка стройматериалов. Конечно, их
производство в России также возросло. По данным Госстроя, начиная с
1999 года производство цемента увеличилось на 7,5%, линолеума - на
14,2%, керамической плитки (для внутренней облицовки стен) - на
24,2%, для пола- на 33,4%. Однако "ассортимент не полностью
отвечает потребностям современного строительства". "Техническое
оснащение предприятий, производящих стройматериалы, значительно
ниже зарубежных, а изношенность фондов и вовсе ведет к сокращению
производственных мощностей", - говорит заместитель председателя
Госстроя Лариса Баринова. Для производства конкурентоспособной
продукции, как решили участники коллегии, нужно поощрять развитие
малого предпринимательства в сфере строительства. В настоящее время
отрасль промышленности стройматериалов включает 9,5 тысячи
предприятий, но лишь около 7% объема промышленной продукции
приходится на малые предприятия. "Для поддержки предпринимательства
необходимы и налоговые льготы, в частности "налоговые каникулы" на
период до пяти лет для создающихся предприятий, чтобы облегчить их
вступление на рынок", - подчеркнула Баринова. избавиться от
конкуренции и диктовать цены Однако малые предприниматели, с
благодарностью восприняв инициативу Госстроя, тем не менее видят
основную проблему совсем в ином: участие малого бизнеса в
производстве стройматериалов могло бы быть существенно больше, если
бы не заслон, выставленный монополистами. И монополистические
тенденции становятся тем сильнее, чем больше спрос на
стройматериалы и чем большую прибыль начинает приносить этот бизнес
благодаря строительному буму. "Уже существует монополия на рынке
цемента, сейчас точно так же монополизируется рынок щебня", -
пояснил Газете руководитель комиссии "ОПОРЫ России" по
строительству Владимир Чиналиев. С ним согласен эксперт по
недвижимости ИК "Метрополь" Олег Король. По его
словам, проблема монополизма очень остро встала на рынке цемента:
монополисты скупают мелкие заводики, но не для того, чтобы их
развивать, а чтобы избавиться от конкуренции и диктовать цены.
"монополия появляется на крупных заказах" А если в регионе
появляется производство, принадлежащее достаточно крупному
собственнику, то составить ему конкуренцию становится вообще
практически невозможно. "Если в одной из российских областей есть
завод по производству пропиленовых труб, то другой уже там не
построишь", - говорит один из участников строительного рынка,
попросивший не называть его имени. "Как только в том или ином
регионе появляется монополист, цены на его продукцию сразу же
взлетают на 20-30%", - говорит Чиналиев. "Так было года два назад в
Москве, когда крупный производитель - "Штернцемент" - поднял цены
сразу на 30%, из-за чего цены на жилье автоматически взлетели", -
подтвердил Король. Выход для местных властей в борьбе с
монополистом-производственником мог бы быть в налаживании торговых
связей с другими регионами, полагают эксперты. Однако зачастую
монополистические тенденции только усугубляются политикой местных
властей. "Проблема в том, что монополистами становятся не
предприятия, а сами власти, участвующие в производстве, - пояснил
Газете один из предпринимателей. - Получается, что государство
должно бороться само с собой". По словам Олега Короля, "монополия
появляется на крупных заказах, которые, понятно, где-то кем-то
лоббируются". Зачастую монополии возникают при поддержке крупных
строительных компаний, которые сами становятся акционерами
заводов-производителей, поясняет аналитик.
АРИНА ШАРИПОВА, НАТАЛЬЯ БИЯНОВА
Газета