Новости
30  Сентября  2003
Газета "Газета"
"Что, государство должно бороться само с собой?"

Cроительный бум споткнулся о монополистов

Госстрой решил поддержать строительный бум в России. Отечественные производители стройматериалов не в состоянии сегодня удовлетворить спрос потребителей своей продукции, констатировали чиновники ведомства на прошедшей вчера коллегии, - отсюда и рост цен. Госстрой обещает содействовать развитию строительной отрасли различными мерами, в частности "налоговыми каникулами" для малого предпринимательства. Впрочем, "малыши" полагают, что чиновники ищут проблему не там, где надо. Региональные монополисты вытесняют конкурентов с рынка, причем при непосредственной помощи местных властей. "Объемы ввода нового жилья, подрядных работ, инвестиций в строительстве существенно возросли, - констатировал вчера на коллегии заместитель председателя Госстроя Анатолий Петраков. - Доля федерального бюджета в строительстве снижается, регионального - возрастает, при этом растет процент привлеченных средств по сравнению с собственными". ассортимент не тот Это свидетельствует о выходе отрасли из кризиса, сделали вывод чиновники, и единственное, что ей мешает успешно развиваться, - нехватка стройматериалов. Конечно, их производство в России также возросло. По данным Госстроя, начиная с 1999 года производство цемента увеличилось на 7,5%, линолеума - на 14,2%, керамической плитки (для внутренней облицовки стен) - на 24,2%, для пола- на 33,4%. Однако "ассортимент не полностью отвечает потребностям современного строительства". "Техническое оснащение предприятий, производящих стройматериалы, значительно ниже зарубежных, а изношенность фондов и вовсе ведет к сокращению производственных мощностей", - говорит заместитель председателя Госстроя Лариса Баринова. Для производства конкурентоспособной продукции, как решили участники коллегии, нужно поощрять развитие малого предпринимательства в сфере строительства. В настоящее время отрасль промышленности стройматериалов включает 9,5 тысячи предприятий, но лишь около 7% объема промышленной продукции приходится на малые предприятия. "Для поддержки предпринимательства необходимы и налоговые льготы, в частности "налоговые каникулы" на период до пяти лет для создающихся предприятий, чтобы облегчить их вступление на рынок", - подчеркнула Баринова. избавиться от конкуренции и диктовать цены Однако малые предприниматели, с благодарностью восприняв инициативу Госстроя, тем не менее видят основную проблему совсем в ином: участие малого бизнеса в производстве стройматериалов могло бы быть существенно больше, если бы не заслон, выставленный монополистами. И монополистические тенденции становятся тем сильнее, чем больше спрос на стройматериалы и чем большую прибыль начинает приносить этот бизнес благодаря строительному буму. "Уже существует монополия на рынке цемента, сейчас точно так же монополизируется рынок щебня", - пояснил Газете руководитель комиссии "ОПОРЫ России" по строительству Владимир Чиналиев. С ним согласен эксперт по недвижимости ИК "Метрополь" Олег Король. По его словам, проблема монополизма очень остро встала на рынке цемента: монополисты скупают мелкие заводики, но не для того, чтобы их развивать, а чтобы избавиться от конкуренции и диктовать цены. "монополия появляется на крупных заказах" А если в регионе появляется производство, принадлежащее достаточно крупному собственнику, то составить ему конкуренцию становится вообще практически невозможно. "Если в одной из российских областей есть завод по производству пропиленовых труб, то другой уже там не построишь", - говорит один из участников строительного рынка, попросивший не называть его имени. "Как только в том или ином регионе появляется монополист, цены на его продукцию сразу же взлетают на 20-30%", - говорит Чиналиев. "Так было года два назад в Москве, когда крупный производитель - "Штернцемент" - поднял цены сразу на 30%, из-за чего цены на жилье автоматически взлетели", - подтвердил Король. Выход для местных властей в борьбе с монополистом-производственником мог бы быть в налаживании торговых связей с другими регионами, полагают эксперты. Однако зачастую монополистические тенденции только усугубляются политикой местных властей. "Проблема в том, что монополистами становятся не предприятия, а сами власти, участвующие в производстве, - пояснил Газете один из предпринимателей. - Получается, что государство должно бороться само с собой". По словам Олега Короля, "монополия появляется на крупных заказах, которые, понятно, где-то кем-то лоббируются". Зачастую монополии возникают при поддержке крупных строительных компаний, которые сами становятся акционерами заводов-производителей, поясняет аналитик.

АРИНА ШАРИПОВА, НАТАЛЬЯ БИЯНОВА

Газета

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.