За компаниюToyota придет в Россию с поставщиками
Анатолий Темкин
Юлия Федоринова
Глеб Крампец
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Чтобы открыть производство в
России, Toyota требуется вчетверо больше земли, чем Ford. Чиновники
из тех регионов, где Toyota подыскивала место для своего завода,
утверждают, что она хочет привести за собой поставщиков
комплектующих.
Toyota Motor Corp. – второй производитель
автомобилей в мире. В прошлом году она продала во всем мире 7,54
млн автомобилей. В России по итогам I квартала Toyota заняла 4-е
место среди иномарок, продав 11 200 машин.
Сегодня в Северной столице старший
исполнительный директор Toyota и президент Toyota Motor Europe
Токуити Ураниси познакомит с проектом производства автомобилей этой
марки в России министра экономического развития Германа Грефа и
петербургского губернатора Валентину Матвиенко. Представители
Toyota Motor и пресс-службы петербургской администрации отказались
сообщить подробности презентации. Но чиновник Минэкономразвития
утверждает, что будет подписан предварительный “меморандум о
взаимопонимании” Toyota со Смольным и МЭРТ. Параметров производства
и названия модели в документе не будет, утверждает чиновник. По
данным сотрудника питерской администрации, речь будет идти о
промзоне Шушары неподалеку от Петербурга, но то, что Toyota берет в
аренду именно этот участок, она еще должна будет подтвердить,
утверждает чиновник МЭРТ. Компанию интересует участок в 100 га и
она готова вложить здесь $100 млн, говорит питерский чиновник.
Сотрудник одной из российских компаний — партнеров Toyota
подтвердил, что японцы выбрали участок в Шушарах площадью
“несколько десятков гектаров”. Что касается производственной
мощности завода, собеседник “Ведомостей” предложил ориентироваться
на недавнее заявление руководителя департамента Минэкономразвития
Светланы Ганеевой: сначала Toyota будет делать у нас 25 000
легковушек в год, а за два года мощность завода могут довести до
100 000 машин. Начиная с осени делегации Toyota посетили не только
Петербург, но и Московскую, Ленинградскую и Нижегородскую области.
Пресс-секретарь комитета по экономике и инвестициям правительства
Ленобласти Александр Бутенин говорит, что в октябре японцы
осмотрели здесь две площадки. По его словам, Toyota подыскивала
участок размером не менее 100 га. Столько же земли интересовало
японцев и в Московской области, утверждает чиновник подмосковного
правительства. 100 га — слишком большая территория для сборки 100
000 автомобилей в год. Завод Ford в г. Всеволожске Ленобласти
занимает около 26 га, сообщила представитель компании Екатерина
Кулиненко. Он обошелся в $150 млн, сейчас собирает 35 000 Ford
Focus в год, и его мощность может быть увеличена до 100 000 машин
без расширения площади. А завод “ТагАЗ” в Ростовской области,
собирающий несколько моделей Hyundai, занимает один новый цех на
территории комбайнового завода в Таганроге. Для сравнения:
амбициозный столичный градостроительный проект “Москва-Сити” имеет
площадь 60 га. Возможно, Toyota собирается на таком большом участке
создать технопарк для своих поставщиков, предположила Кулиненко.
“Toyota всегда тянет за собой поставщиков, — утверждает президент
Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев. — Где бы ни
открывалось производство Toyota, она ставит условие поставщикам
идти вслед за ней”. По словам подмосковного чиновника, треть земли
в Московской области требовалась Toyota для поставщиков
комплектующих. По мнению
аналитика ИК “Метрополь” Дениса Нуштаева, оптимальной моделью для
производства в России являлась бы компактная Corolla (нынешняя цена
в России — от $17 400). Если за счет локализации производства
удастся снизить ее цену до $15 000, к 2010 г. Toyota сможет
продавать в России до 100 000 машин в год, уверен Нуштаев. В
прошлом году в России было продано около 47 260 Toyota и Lexus.
Кулиненко считает, что у российского рынка достаточная емкость,
чтобы обеспечить устойчивый сбыт и Ford, и Toyota местного
производства.