Иван Трефилов
Количество претендентов на европейские заводы американского
концерна General Motors, в частности, на компанию Opel, продолжает
увеличиваться. 4 мая о желании приобрести эти активы заявила
итальянская компания Fiat , анонсировав тем самым проект создания
нового и одного из крупнейших в мире автопроизводителя. В него,
согласно ее плану, также войдет американский концерн Chrysler. В
тот же день министр экономики немецкой земли Тюрингия Юрген
Рейнхольц сообщил агентству Bloomberg, что к предложению канадской
компании Magna о покупке Opel присоединяются российские участники -
государственный "Сбербанк" и группа ГАЗ, контролируемая холдингом
"Русские машины" Олега Дерипаски. Говорит аналитик
инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Михаил
Пак:
- Сейчас не только российские, но и азиатские компании
выказывают интерес к покупке проблемных активов в США и в Европе. В
первую очередь, это связано с тем, что в период кризиса можно за
символическую цену приобрести те технологии и тот опыт, которые эти
компании нарабатывали десятилетиями. Безусловно, ситуация с Opel
такая же – сейчас планируется отдать это предприятие за
символический 1 доллар, но с условием того, что будущие владельцы
этой компании обязуются инвестировать определенную сумму в ее
дальнейшее развитие и расплатиться по ее
долгам.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что канадско-российский
консорциум способен всерьез претендовать на покупку заводов Opel,
прежде всего, из-за менее устойчивого, чем у Fiat финансового
положения. Как отмечает аналитик банка ВТБ Елена Сахнова, особенно
плохо дела сейчас обстоят именно у группы ГАЗ:
- Объем инвестирования в Opel составляет 500 миллионов евро.
Соответственно, если даже предположить, что доли у участников будут
одинаковые - по 33 процента, то на одного приходится около 130
миллионов евро. У ГАЗа однозначно таких денег сейчас нет. Компания
находится в очень тяжелой ситуации, около 1 миллиарда долларов
нужно рефинансировать в этом году и не понятно, где они вообще
найдут эти деньги.
Аналитик "Метрополя" Михаил Пак согласен с тем, что
сегодня ГАЗ вряд ли сможет обеспечить свою часть финансирования
возможной сделки по покупке Opel. Однако, по его мнению, здесь
может быть применена иная схема:
- Я не очень уверен, что группа ГАЗ сможет пойти на покупку Opel в
качестве инвестора. Скорее она будет работать как технологический
партнер, а средства на инвестирование в Opel, возможно, предоставит
"Сбербанк". У группы ГАЗ сейчас большая долговая нагрузка - около
45 миллиардов рублей. Те государственные гарантии и та поддержка со
стороны государства, которые ГАЗ сейчас хочет получить, по моему
мнению, будут полностью направлены на какие-то российские проекты.
В противном случае, я думаю, государство, которое выделяет деньги
группе ГАЗ, не будет очень счастливо, если эти деньги уйдут в
инвестиции за рубеж.
Однако еще большее недоумение у специалистов вызывает желание ГАЗа
вновь войти в бизнес по выпуску легковых автомобилей, на чем
специализируется Opel. В связи с этим они вспоминают прежние
проекты автозавода в этом сегменте рынка, последний из которых -
организация в Нижнем Новгороде производства автомобиля Volga Siber
на платформе Chrysler, реализованный в сотрудничестве с той же
компанией Magna. Аналитик банка ВТБ Елена Сахнова напоминает:
- Siber был абсолютно неудачным проектом. Было вложено много денег,
но машина, как и ожидалось, не пошла на рынок, поскольку цена
реализации была явно завышенной. С моей точки зрения, заводу нужно
сосредоточиться на том, что перспективно - это коммерческие
грузовики и автобусы. А про все амбиции в пассажирском сегменте
нужно забыть. Поэтому я удивлена решением о приобретении
Opel.
Аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь"
Михаил Пак также считает, что в нынешних условиях производство
легковых автомобилей является для ГАЗа непрофильным бизнесом. Тем
не менее, он не исключает, что в будущем ситуация может
измениться:
- Мы видим, что сейчас сегмент коммерческих автомобилей наиболее
сильно пострадал от нынешнего кризиса, поскольку он сильнее всего
завязан на системе кредитования – будь то лизинг, будь то те
кредитные средства, которые привлекает конечный покупатель
продукции ГАЗа. Если рынок легковых автомобилей в первом квартале
года снизился на 40 процентов, то продажи группы ГАЗ упали на 60
процентов. Сейчас у компании достаточно сложное финансовое
состояние и, я думаю, она не может тратить деньги на непрофильные
активы. А сейчас легковой автопром для группы ГАЗ можно
рассматривать как непрофильный бизнес.
Итак, пока интерес российских участников,
прежде всего, ГАЗа, к компании Opel вызывает у экспертов больше
вопросов, чем ответов. В связи с этим аналитик ВТБ Елена Сахнова не
исключает, что в этой истории могут быть замешаны совсем другие
силы:
- Я боюсь, что интерес со стороны российских компаний связан с
желанием государства иметь в России развитый сектор
автомобилестроения. Для "Сбербанка" это абсолютно непрофильный
актив – я не понимаю, какой смысл им входить в этот проект. То же
самое можно сказать про ГАЗ. Компания уже один раз наступила на эти
грабли, пытаясь войти в пассажирское автомобилестроение - это
проект Siber. Не стал бы Олег Дерипаска повторять свою ошибку.
Поэтому, я думаю, это все-таки желание правительства.
В целом на сегодняшний день о своей заинтересованности в
европейских активах General Motors уже заявили как минимум семь
претендентов. Помимо Fiat и Magna, это государственные
инвестиционные фонды Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура, а
также три частные инвестиционные группы.