Иван Таранов на выданье
Антон Сарайкин
У “Пивоварен Ивана Таранова” в ближайшие дни
может появиться новый владелец. Им может стать Heineken или SAB
Miller, а сумма сделки может составить около $450 млн.
“Пивоварни Ивана Таранова” (марки “ПИТ”, “Три медведя”)
контролируют, по данным “Бизнес Аналитики”, около 4% российского
пивного рынка, а по данным Альфа-банка – 4,5%. Фонду Texas Pacific
Group принадлежит 38% акций пивоваренной компании, 62% акций
владеют ее менеджеры. “ПИТ” принадлежат три пивоваренных завода – в
Калининграде, Новотроицке и Хабаровске. Выручка за 2004 г. по МСФО
превысила $210 млн, показатель EBITDA составил $26 млн. Ожидаемый
уровень EBITDA в 2005 г. – около $40 млн. По словам крупного
инвестбанкира, знакомого с ходом переговоров, владельцы “Пивоварен
Ивана Таранова” получили предложения о покупке бизнеса от Heineken
и SAB Miller. По его словам, консультантом “ПИТ” выступают Lehman
Brothers и “Ренессанс Капитал”. Председатель наблюдательного совета
и совладелец “ПИТ” Евгений Кашпер вчера подтвердил “Ведомостям”
факт переговоров, но от подробных комментариев воздержался. “[Пока]
ничего не подписано”, — заявил он. В Heineken и SAB Miller от
комментариев отказались, однако эту информацию подтвердили
источники, близкие к компаниям. Впервые информация о готовящейся
продаже “ПИТ” появилась в конце июня. Тогда агентство Reuters
сообщило, что пивоварня выставлена на закрытый аукцион с начальной
ценой в $400 млн. По мнению аналитика ФК “УралСиб” Марата
Ибрагимова, справедливая оценка “ПИТ” — около $440 млн. А
аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко
оценивает стоимость компании в $392 млн. “С покупкой "ПИТ"
Heineken закроет географически всю территорию страны, а для SAB
Miller это одна из последних возможностей сразу приобрести 4-5%
рынка”, — говорит Ибрагимов, добавляя, что пока SAB Miller
располагает лишь одним пивзаводом. А желание владельцев “ПИТ”
продать компанию подхлестнуло ужесточение конкуренции со стороны
иностранных пивоварен, а также активность на рынке слияний и
поглощений, добавляет аналитик ИФК “Метрополь” Наталья Мильчакова.
Впрочем, источник “Ведомостей”, знакомый с ходом переговоров,
утверждает, что сделка по продаже “ПИТ” может состояться в
ближайшие дни, а наиболее вероятным покупателем пока выступает
Heineken. Сумма сделки, по его словам, составит около
$440-460 млн. Консолидация на российском пивном рынке близка к
завершению: после продажи “ПИТ” независимыми останутся только
“Красный Восток” и “Очаково”, на которых приходится, по оценкам
ОФГ, чуть более 12% рынка. Активнее всего в поглощениях
участвует Heineken: за последний год концерн приобрел семь
пивзаводов. По оценкам ОФГ, с момента прихода в Россию в
2002 г. голландская пивоварня потратила на развитие своего
бизнеса здесь около $1,2 млрд. К первому полугодию
2005 г. Heineken занимала третье место по доле рынка (12,5%),
уступая бельгийской InBev (17,3%) и скандинавскому холдингу BBH
(37,1%). Тогда как SAB Miller контролирует лишь 5,1% рынка, замыкая
семерку крупнейших игроков.