Патриот с акцентом
«Наша автомобильная отрасль просто не сможет
выжить без очень жесткой и глубокой реструктуризации»,- говорил
гендиректор компании «Северсталь-авто» Вадим Швецов в интервью
«Секрету фирмы» летом прошлого года. «Северсталь-авто», владеющая
Ульяновским автомобильным заводом (УАЗ) и Заволжским моторным
заводом (ЗМЗ), стала первой компанией российского автопрома,
которая передала управление одним из своих производств иностранным
консультантам. В начале лета 2004 года международная инжиниринговая
корпорация Gemco начала управлять литейным производством ЗМЗ. Чуть
раньше руководство «Северсталь-авто» рассказало о планах выхода
компании на биржу и запуска новой модели внедорожника, а также
анонсировало переговоры с рядом иностранных производителей
относительно сборки их автомобилей по лицензии. Догонять Запад
совершенно бессмысленно - нужно просто перенимать иностранный опыт,
уверен Вадим Швецов. Четкое следование этим принципам уже принесло
«Северсталь-авто» неплохие дивиденды. По убеждению Швецова,
выживать нужно либо самим, либо под руководством иностранных
консультантов. «Северсталь-авто» выбрала второй вариант, и
благодаря, в частности, привлечению иностранных консультантов и
запуску программы снижения издержек в 2004 году добилась рекордной
для российского автопрома рентабельности по EBITDA - 14,6%. По
этому показателю «Северсталь-авто» обогнала даже самую прибыльную
автомобильную корпорацию мира Toyota Motor, у которой он держится
на уровне 13-14%. Причем российская компания собирается продолжить
оптимизацию производства. На днях по примеру многих мировых
автоконцернов она объявила о намерении сократить в этом году
численность персонала более чем на 10%. Еще в интервью СФ Вадим
Швецов говорил о планах выпуска нового внедорожника по лицензии
зарубежной компании, однако обозначить точные сроки запуска проекта
и назвать производителя отказался. «Северсталь-авто» несколько лет
пыталась найти партнера среди иностранцев. В разное время в
качестве возможных инвесторов упоминались индийские Mahindra &
Mahindra и Tata Motors, японская Isuzu Motors и корейская Hyundai.
В декабре прошлого года «Северсталь-авто» подписала лицензионное
соглашение с корейской SsangYong Motor о производстве в России
внедорожников Rexton. Впрочем, не отказалась «Северсталь-авто» и от
собственных разработок. Так, в августе текущего года она приступила
к выпуску своей новой модели внедорожника UAZ Patriot. Успехи в
реформировании бизнеса побудили руководство «Северсталь-авто»
провести IPO в апреле этого года. В интервью СФ Вадим Швецов
затруднялся обозначить масштабы и реальные сроки проведения
размещения, ссылаясь на то, что многое зависит от инвестиционного
климата. При этом он выражал надежду, что компания будет дорого
оценена инвесторами. Однако его надежды не оправдались: разместив
на РТС 30% акций, «Северсталь-авто» не смогла продать их по
заявленной цене. При нижней границе заявленного ценового диапазона
в $15,8 они ушли по $15,1 за акцию. В результате компания выручила
на бирже как минимум на $6 млн меньше - $135 млн. Тем не менее, как
и обещал Швецов, большую часть привлеченных в ходе IPO средств
«Северсталь-авто» потратила на создание и развитие новых мощностей,
а именно на покупку за $50 млн в июне этого года 99,6% акций завода
малолитражных автомобилей в Набережных Челнах и его последующую
реконструкцию. В декабре 2005-го на этом заводе компания планирует
начать сборку Rexton, а в 2007-м здесь будут собирать уже четыре
другие модели SsangYong. Подобную стратегию «Северсталь-авто»
эксперты считают весьма грамотной. Как отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков,
реструктуризация бизнеса, сокращение издержек и ориентирование на
опыт мировых производителей - это не только путь к успеху, но едва
ли не единственный способ выжить для отечественного автопрома.