Возможно, это понадобилось, чтобы вывести
компанию из-под санкции
Бэла Ляув,
Наталия Биянова
«Мостотрест» сообщил, что его основным акционером стал
негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние»
С.Портер / Ведомости «Мостотрест» сообщил, что
его основным акционером стал негосударственный пенсионный фонд
(НПФ) «Благосостояние». «ТФК-финанс» (структура НПФ), владевшая 25%
«Мостотреста», приобрела за 10,4 млрд руб. еще 38,63% у Marc O’Polo
Investments, теперь «Благосостояние» контролирует 63,63%
крупнейшего генподрядчика страны.
НПФ «Благосостояние» был учрежден в 1996 г. ОАО
«РЖД» и общественными организациями железнодорожников. В III
квартале 2014 г., сообщает НПФ на сайте, собственное имущество
фонда стоило 239 млрд руб., пенсионные резервы превысили 234 млрд
руб., клиентов у фонда 1,18 млн человек, пенсию от него получают
312 000 человек. Среди активов «Благосостояния» – акции порта
Усть-Луга, Новороссийского морского торгового порта,
«Трансконтейнера», страховщика ЖАСО, много недвижимости.
Marc O’Polo на 68,45% принадлежит Игорю
Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга, оставшиеся 31,55% в равных
долях – топ-менеджерам «Н-транса» Константину Николаеву, Никите
Мишину и Андрею Филатову. Старший Ротенберг стал акционером
«Мостотреста» в 2007 г., в 2010 г. увеличил долю, купив пакет
нынешнего министра открытого правительства Михаила Абызова, а в
прошлом году продал свою долю сыну. За время, пока «Мостотрестом»
владеют Ротенберги, финансовые показатели компании улучшились:
выручка в 2009 г. была 79 млрд руб., а портфель заказов на середину
2010 г. – 201 млрд; в прошлом году выручка достигла 150,5 млрд, а
портфель проектов – 352 млрд руб.
«Мостотрест» – одна из самых
успешных компаний в России с эффективным менеджментом в
инфраструктурном строительстве, говорит аналитик «Метрополя» Андрей
Рожков, среди ее главных строек – участки скоростной автодороги
Москва – Санкт-Петербург, дорога к Сколкову, реконструкция
Бусиновской развязки в Москве; содержание, ремонт и эксплуатация
двух участков дороги «Дон» (225–633-й и 517–544-й
км).
«Мостотрест» – одна из немногих
компаний, которая завершила олимпийские проекты без больших убытков
и не набрала больших долгов – всего около 11,5 млрд
руб.
Не очень понятно, почему акционеры
решили продать свою долю именно сейчас, продолжает Рожков, да и
пакет продан с очень большим дисконтом – на 44–50% по сравнению с
аналогичными компаниями в развитых странах и 50–80% в
развивающихся.
И представитель Ротенберга, и представитель
«Н-транса» объяснили сделку тем, что партнерам поступило хорошее
предложение. Николаеву, Мишину и Филатову принадлежало по 4%
компании, эти инвестиции не были стратегическими, сообщил их
представитель.
Сделка скорее всего номинальная, полагает
Алексей Безбородов, гендиректор агентства Infranews: компания была
вынуждена пойти на этот шаг, чтобы защититься от возможных санкций
(в список США и Евросоюза попал Аркадий Ротенберг). Знакомый
Ротенбергов говорит, что фактически владельцы пакета не изменились,
актив остался в тех же руках. О том же сообщает и близкий к
«Мостотресту» человек.
Ротенбергам нужно вывести «Мостотрест» из-под
возможных санкций, появление у «Мостотреста» другого, не связанного
с ними контролирующего акционера это позволяет, продолжает один из
собеседников «Ведомостей».
Безбородов не исключает, что теперь компания
может принять участие в строительстве Керченского моста (цена –
228,3 млрд руб.) как субподрядчик. А генподрядчиком ее
строительства назначена компания «Стройгазмонтаж» Аркадия
Ротенберга. Безбородов напоминает, что в распоряжении о
строительстве моста есть пункт о том, что санкции в отношении
России или подрядчика не будут считаться обстоятельством
непреодолимой силы, теоретически такие проблемы могут возникнуть у
генподрядной компании.
Николаев, Мишин и Филатов больше не акционеры
«Мостотреста», сообщил «Ведомостям» представитель «Н-транса».
«Ни Игоря Ротенберга, ни других членов семьи в «Мостотресте» нет»,
– заверил представитель Игоря Ротенберга.
Представитель НПФ «Благосостояние» от комментариев отказался.
Такие слухи могут подогреваться спекулянтами, не
исключает близкий к компании человек. По закону «ТФК-финанс»
направит остальным акционерам «Мостотреста» публичную оферту о
приобретении у них акций по цене 92,13 руб.
«Компания работает на рынке более 85 лет, имела разные формы
собственности и разных акционеров, но основными ее конкурентными
преимуществами остаются высокая квалификация специалистов,
современные технологии, колоссальный опыт и репутация», – говорит
представитель «Мостотреста».