Позволят Сбербанку удержать клиентов
Наталья Старостина
Клиенты Сбербанка в ближайшее время смогут
получать информацию о состоянии своих пенсионных счетов в
отделениях Сбербанка, а также через банкоматы и систему
интернет-банкинга. Соглашения, позволяющие получить доступ к своим
лицевым счетам в ПФР, вчера подписали президент Сбербанка Герман
Греф и глава ПФР Антон Дроздов. Новый сервис позволит Сбербанку
привлечь к себе новых клиентов, а Пенсионный фонд в свою очередь
сможет сэкономить на рассылке уведомлений о состоянии лицевых
счетов.
Как заявили РБК daily в Сбербанке, обратиться в
отделение Сбербанка с запросом о получении данных о состоянии счета
в ПФР сможет любой гражданин, а не только клиент Сбербанка,
открывший в нем вклад или получивший кредит. Получить данные можно
будет либо непосредственно у операциониста, либо в специальном
терминале, установленном в отделении Сбербанка. Для этого нужно
будет назвать номер своего индивидуального счета в ПФР. Как
пояснили в Сбербанке, все детали по информированию о состоянии
пенсионных накоплений граждан будут ясны в первом квартале
следующего года.
Напомним, что сейчас информацию о том, сколько
средств за предыдущий год поступило на индивидуальный лицевой счет
в ПФР, граждане получают из «писем счастья», которые раз в год
рассылает Пенсионный фонд примерно 120 млн россиян. Общую сумму
накоплений можно узнать, лишь если суммировать цифры, указанные в
«письмах счастья», или непосредственно в Пенсионном фонде или у его
трансфер-агентов.
По г-на Антона Дроздова, Пенсионный фонд уже в
будущем году сможет существенно сократить число рассылаемых
уведомлений и расходы на них. Впрочем, узнать состояние своего
счета в Сбербанке бесплатно можно будет раз в год. Для желающих
следить за состоянием своего лицевого счета услуга будет платной.
Сколько это будет стоить, пока не определено.
Вместе с тем клиенты банка, имеющие пластиковую
карту Сбербанка, смогут отслеживать состояние своего пенсионного
счета через банкомат или через систему интернет-банкинга. Как
заявил г-н Греф, сейчас Сбербанком прорабатывается возможность
запустить специальные пластиковые карты, с помощью которых граждане
в самых дальних регионах могли бы получать пенсии и следить за
состоянием своего лицевого счета в ПФР. По его словам, эти карты
могут стать неким подобием «электронных кошельков», на которых бы
также хранилась информация о всех видах социальных пособий. «Мы
хотим предоставить такой уровень сервиса, который бы избавил
граждан от необходимости стоять в очередях. Те, кто не хочет ходить
в Сбербанк, на почту или в ПФР, смогут все получать в электронном
виде», — отметил Герман Греф.
«Эта услуга позволит Сбербанку удержать
клиентов, — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн. — Мы
видели в последние годы небольшое, но планомерное снижение доли
Сбербанка по работе в рознице как по кредитованию, так и по
депозитам. Сейчас этот процесс замедлится. Но тем не менее в
дальнейшем Сбербанк будет испытывать конкуренцию».
По мнению начальника управления розничного
бизнеса Сведбанка Алексея Аксенова, это обычная услуга, как выписка
по любому другому счету: «Если сегодня это сделал Сбербанк, скорее
всего завтра и другие банки, которые являются трансфер-агентами
ПФР, такой же сервис предложат своим клиентам». Зампред правления
банка «Возрождение» Марк Нахманович, впрочем, считает, что, если
подобные услуги ПФР будет предоставлять через банкоматы одного
банка в условиях, когда технологии предоставления таких услуг
доступны многим банкам, на это может обратить внимание
антимонопольное ведомство.
В Сбербанке вырос приток вкладов
По информации Сбербанка, чистый приток вкладов
физических лиц в банке в декабре составил 18,5 млрд руб.,
увеличившись по сравнению с ноябрем на 6,7 млрд руб. Отметим,
что в октябре отток вкладов из Сбербанка составил около 95 млрд
руб., или около 3% от портфеля депозитов. Руководство Сбербанка
ожидает, что приток вкладов в банк в ноябре—декабре компенсирует
октябрьский отток, и не исключает, что это отчасти произойдет за
счет повышения ставок по депозитам.