Екатерина Струкова
Назад вперед
Некогда пугающая россиян цифра - 30 руб. за литр автомобильного
бензина - в ближайшее время может стать реальностью. По мнению
экспертов, уже к концу этого года средняя стоимость топлива в
России достигнет этой отметки.
В подорожании топлива аналитики винят высокие
цены на нефть, налоги и жадность нефтяных компаний. Расхлебывать
последствия роста цен на бензин придется не только
автомобилистам-любителям: топливная инфляция может отразиться на
всех сферах жизни, включая продукты питания.
Восходящая динамика
Стоимость бензина и дизельного топлива в России
продолжает расти, несмотря на попытки властей стабилизировать
ситуацию. Каждую неделю статистические ведомства фиксируют
уверенное повышение на 0,1-0,3%. В результате с начала года
стоимость автомобильного топлива в среднем выросла на 14,4%. Причем
наиболее дешевого - низкооктанового A-76 - на 21%, а
высокооктанового - в пределах 11-12%.
Во многих регионах стоимость автомобильного
топлива уже тестирует отметку в 30 руб. за литр. Особенно высоки
цены на востоке России. Например, в Чите АЗС отпускают бензин в
среднем по цене более 30 руб. за литр, в Якутске и
Петропавловске-Камчатском - более 33 руб., но самые высокие цены в
Анадыре - более 40 руб. за литр. Причем уже сейчас есть все
основания полагать, что в скором времени по таким ценам придется
покупать бензин не только удаленным регионам. Эксперты
прогнозируют, что к концу года средняя стоимость бензина в России
поднимется с нынешних 26,3 руб. до 30 руб.
По оценкам директора по стратегическому развитию
ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, большинство нефтяных компаний уже
вывели на рынок премиальные сорта, которые оказываются дороже
базового Аи-95. "Такая цена (30 руб.) вполне вероятна по базовому
бензину Аи-95 до конца года. С сегодняшних 28,17 руб.", - отмечает
эксперт. Причем если это не произойдет к концу 2011г., то в начале
следующего года, в связи с ростом акцизов на бензин, преодоление
психологической отметки в 30 руб. за литр случится точно.
Неутешительную динамику, скорее всего,
продемонстрируют и цены на дизельное топливо. По оценкам аналитика
ФГ БКС Андрея Полищука, в случае дефицита на рынке авиатоплива,
который вполне может разразиться, дизель может существенно
подорожать, и тогда его стоимость вплотную приблизится к Аи-95.
По самым скромным прогнозам, по итогам года рост
цен на автомобильное топливо может составить около 14%. При
наиболее пессимистичном развитии событий - 20%. Этот показатель
почти втрое превышает официальную инфляцию, которую
Минэкономразвития пока ожидает на уро вне 6,5%."Цены на
бензин в этом году растут быстрее инфляции, даже несмотря на все
действия ФАС, которая пыталась их остановить", - констатирует
аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахрамеев.
Эффект бабочки
Между тем вместе с растущими ценами на топливо
будут увеличиваться и расходы россиян. Причем в категорию "риска"
попадают не только автолюбители. "Цена бензина косвенно влияет на
все продукты - начиная от хлеба и закачивая услугами. Россия -
огромная страна, и расстояния закладывают высокие транспортные
расходы (не менее 20%) в любом товаре", - признается Василий
Колташов из ИГСО.
В свою очередь генеральный директор компании
"ФинЭкспертиза" Агван Микаелян отмечает, что повышение цен на
топливо в любом случае - процесс болезненный. "Конечно же, в первую
очередь это сказывается на себестоимости сельхозпродукции,
продуктов питания и транспортных услугах и по цепочке - на всем,
что имеет отношение к рознице и перевозкам", - говорит эксперт.
Пострадают от роста цен на топливо и грузовые
автомобильные перевозки. В последнее время транспортники и так
страдают от снижения объемов и обострившей конкуренции с
железнодорожным транспортом. "В этой ситуации многие мелкие
перевозчики, возможно, будут вынуждены уйти с рынка, а водители
вновь будут проводить акции протеста", - констатирует заместитель
генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов.
Логичное объяснение
Пытаясь хоть как-то объяснить столь
стремительный рост цен на бензин, эксперты сходятся во мнении, что
основное влияние на этот рынок оказывают сразу несколько факторов.
Один из основных - это налоговая система. Государство вынуждено
повышать сборы с отрасли, ведь почти половина бюджета России -
нефтегазовая составляющая. Как отмечает аналитик ИФК
"Метрополь" С.Вахрамеев, только акцизы на топливо в этом году
увеличились в 1,5 раза. И впереди новый рост. По
оценкам П.Строкова, рост акцизов может добавить как минимум 1 руб.
к стоимости литра Аи-95 с начала года.
Нефтяники, в свою очередь, недовольны системой
налогообложения и зачастую перекладывают свои издержки на плечи
розницы. Однако пока свои расходы они с лихвой компенсируют за счет
значительного роста цен на нефть, которая с начала года подорожала
примерно в 1,3-1,5 раза.
Правда, парадокс заключается в том, что
стоимость нефти сказывается и на автомобильном топливе. "Стремление
нефтяных компаний привязать внутренние цены к ценам внешним в
сложившихся условиях, с точки зрения бизнеса, вполне логично", -
полагает Агван Микаелян. Однако обратная зависимость у этого
процесса вряд ли будет наблюдаться, отмечают эксперты. Причем виной
тому может стать как "жадность" нефтяников, так и слабеющий рубль.
"Если мировые цены на нефть будут снижаться, то рост цен на топливо
в России более всего вероятен в рамках ослабления рубля", -
отмечает В.Колташов.
Дожить до марта
Несмотря на растущую стоимость бензина, ожидать
каких-либо резких всплесков и кризисов на этом рынке в ближайшее
время не стоит, полагают эксперты. По мнению аналитика
С.Вахрамеева Федеральная антимонопольная служба активно применяла
санкций против компаний, и сейчас они особенно осторожно подходят к
вопросу роста цен, не допуская резких скачков. "Было заведено
столько дел против всех нефтяных компаний, что они очень осторожно
действуют", - отмечает эксперт.
Ограничивающим фактором может стать и введение
новой системы налогообложения экспорта, которая предусматривает
рост ставок для темных нефтепродуктов, что, по идее властей, должно
стимулировать нефтепеработку внутри страны и ликвидировать дефицит
топлива. Действенной мерой эксперты называют и заградительную
пошлину на экспорт бензина, которая препятствует вывозу из России
сырья для производства высококачественного топлива за рубежом.
В числе временно сдерживающих увеличение
стоимости топлива мер эксперты называют и предвыборную кампанию,
которая, однако, завершится избранием нового президента в марте
2012г. Вот после этого ситуация может измениться. По решению
правительства, тарифы естественных монополий в России будут подняты
не с 1 января 2012г., как планировалось ранее, а с 1 июля. Как
констатирует П.Строков, зачастую именно тарифы РЖД, трубопроводных
компаний, стоимость электричества оказывают существенное влияние на
стоимость производства топлива. "Именно в этот летний период и
стоит ожидать некоторого увеличения стоимости бензина", - говорит
П.Строков.
Государство нам поможет
До сих пор одним из ключевых регуляторов рынка
топлива оставалось государство. Как только стоимость литра начинала
резко увеличиваться, вмешивалось правительство и антимонопольная
служба, в результате стоимость бензина немного снижалась.
Последствием подобного "регулирования" стал кризис на рынке топлива
и его дефицит в ряде российских регионов, который разразился в
середине 2011г. В числе пострадавших -- автолюбители, платившие за
бензин до 50 руб. за литр.
По оценкам экспертов, "ручное управление", так
или иначе, будет применяться и в дальнейшем. Правда, как полагает
А.Микаелян из "Финэкспертизы", меры подобного управления могут быть
действенными только временно, например, для недопущения серьезного
социального взрыва. В противном случае, они опять приведут к
возникновению кризиса.
Аналитики говорят, что само государство может
быть не заинтересовано в ограничении цен на топливо. Как полагает
В.Колташов, в условиях сырьевой экономики власти оказываются не
заинтересованы всерьез противостоять ему. "Правительство, пытаясь
что-то удерживать, само же в общем дает поводы для увеличения цен",
- отмечает П.Строков. По его мнению, выходом из ситуации может
стать развитие биржевой торговли топливом, которое создаст рыночные
условия в этом секторе. Определенная работа в этом направлении уже
ведется. К тому же до конца года можно будет увидеть результат мер
по резервированию топлива, которые в 2011г. применяются
впервые.
В противном случае, полагает С.Емельянов из
Omnicomm, рост стоимости топлива может продолжиться. В результате,
когда стоимость бензина и дизеля достигнет европейского уровня,
российские производители нефтепродуктов могут столкнуться с
конкуренцией со стороны высокотехнологичных европейских НПЗ.
http://top.rbc.ru/economics/27/10/2011/622364.shtml