Авиакомпании во всем мире заработают в 2013 году
$12,7 млрд — на 67% больше, чем в прошлом году, прогнозирует
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), повысившая
собственный мартовский прогноз на 20%. Перевозчикам поможет падение
цен на топливо и рост загруженности рейсов — авиакомпании перевезут
в этом году рекордные 3,13 млрд пассажиров, подсчитала IATA.
Прибыль авиаперевозчиков в этом году вырастет до
$12,7 млрд, что на 67% выше результата прошлого года, прогнозирует
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Предыдущий
прогноз IATA на этот год от 20 марта был на 20% ниже ($10,6 млрд).
Выручка авиаперевозчиков, согласно прогнозу ассоциации, увеличится
до $711 млрд. Таким образом текущий год будет одним из самых
сильных для авиакомпаний: показатели были лучше лишь в 2007 году
(2,9% при прибыли в $14,7 млрд) и в 2010 году (3,3% при прибыли в
$19,2 млрд).
Ассоциация улучшила прогноз прибыли индустрии
авиаперевозок на текущий год в связи с рекордной загруженностью
авиарейсов. В этом году впервые в истории авиакомпании перевезут
свыше 3 млрд пассажиров — 3,13 млрд. Благодаря этому средний
коэффициент загрузки рейсов поднимется до рекордных 80,3%, заявил
на годовом собрании IATA в Кейптауне гендиректор организации Тони
Тайлер.
Рост прибыли произойдет во многом благодаря
эффективному сокращению расходов и правильной работе с размещением
пассажиров — многие авиакомпании воздержались от увеличения числа
посадочных мест, несмотря на рост спроса на авиаперевозки, поясняют
в IATA. Рост пассажировместимости лайнеров составит 4,3%, а спрос
вырастет на 5,3%, отмечает ассоциация. Вдобавок авиаперевозчики
пытаются увеличить прибыль за счет взимания дополнительной платы за
предварительное оформление багажа и резервацию места в самолете.
Подобные так называемые вспомогательные доходы, по оценке IATA, в
2013 году составляют 5% от общего объема доходов авиакомпаний.
На руку перевозчикам играют и макроэкономические
факторы. Средняя цена нефти Brent снизится в этом году до $108 за
баррель со $111,8 годом ранее, что позволит сдержать топливные
расходы. Рентабельность авиакомпаний тесно связана с ростом
мирового ВВП: в те годы, когда подъем ВВП составлял менее 2%,
авиакомпании фиксировали общий убыток, отмечается IATA. В 2013 году
ожидается лишь небольшое ускорение мирового роста — до 2,2% с 2,1%
в 2012 году.
Правда, рентабельность отрасли по прибыли после
учета налогов остается слабой — 1,8% по чистой прибыли.
«Это трудный бизнес. Авиаперевозчикам необходимо
постоянно следить, чтобы затраты не превышали доходы. Многим
авиакомпаниям приходится бороться за выживание. В среднем
авиакомпания будет зарабатывать всего $4 с каждого пассажира — это
меньше стоимости бутерброда в большинстве кафе», — посетовал
Тайлер.
IATA ожидает, что авиакомпании во всех регионах
мира будут безубыточными в этом году, но объемы и темпы роста
прибыли будут разниться. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в
этом году ожидается чистая прибыль авиакомпаний на уровне $4,6
млрд, что на $400 млн лучше мартовского прогноза. Основным фактором
роста остается сильный спрос в Китае и интерес к
дальнемагистральным перевозкам. Общий спрос на пассажирские
перевозки в АТР, как ожидается, увеличится на 6,3%, тогда как
пассажировместимость — лишь на 5,6%.
Североамериканские авиаперевозчики завершат 2013
год с общей чистой прибылью в $4,4 млрд против ранее ожидавшихся
$3,6 млрд, несмотря на самый слабый рост спроса среди всех регионов
мира (1,7%), который, тем не менее, опередит увеличение
пассажировместимости (0,7%). Рентабельность компаний в Северной
Америке поддержат серьезные структурные реформы. Авиакомпании
Европы получат прибыль в $1,6 млрд, что вдвое лучше предыдущего
прогноза, сообщает IATA.
Авиакомпании стран Ближнего Востока получат
прибыль в размере $1,5 млрд (это на $100 млн больше мартовского
прогноза на $400 млн больше декабрьского прогноза IATA), при том
что по итогам прошлого года прибыль была зафиксирована на отметке
$900 млн. Латинская Америка станет единственным регионом, прогноз
для которой не изменился с марта этого года — IATA прогнозирует
прибыль на уровне $600 млн. Африканские авиакомпании, как
ожидается, выйдут на прибыль в $100 млн против убытков,
зафиксированных по итогам прошлого года. Авиаперевозчики этого
региона останутся наименее прибыльными
Сектор грузоперевозок стагнирует, констатирует
IATA. Общий объем перевозимых грузов останется без изменений — на
уровне 52,1 миллиарда тонн, этот сектор не показывал существенного
роста с 2010 года.
«Показатели растут, с одной стороны, из-за
удешевления авиатоплива в самый сезон, с другой — из-за того, что
пассажировместимость увеличивается минимально, а спрос растет», —
соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.«В
Европе зачастую продают больше билетов, чем посадочных мест в
самолете. Из-за высокой регулярности рейсов это не является
проблемой», — добавляет Андрей Рожков из ИФК
«Метрополя».
Российские эксперты ожидают улучшения
показателей и у отечественных перевозчиков. Рост операционных
показателей «Аэрофлота» составит 18–19%, прибыль может вырасти
примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, полагает Рожков. Сам
авиаперевозчик ожидает роста выручки в этом году до $9,56 млрд.
Чистая прибыль «Аэрофлота» за I квартал 2013 года по РСБУ выросла в
2,58 раза относительно предыдущего периода — до 2,882 млрд рублей.
Выручка авиаперевозчика за январь — март 2013 года выросла на 20% —
до 40,315 млрд рублей. Пассажиропоток «Аэрофлота» в январе — апреле
увеличился на 19,7% в годовом выражении до 5,915 млн человек.
http://jets.ru/monitoring/2013/06/04/passazhiry