Японо-российский ЯР-Банк в конце этого года
планирует запустить кредитование через Интернет. Документы клиентам
будут привозить курьеры. Первый зампред правления, член совета
директоров ЯР-Банка Петр Павленко обещает, что за счет экономии на
содержании офисов ставки по кредитам будут ниже среднерыночных.
На первом этапе ЯР-Банк в рамках дистанционного
обслуживания предложит клиентам базовые продукты — карты и
потребкредиты. Позднее к линейке подключат и другие опции, в том
числе ипотеку. ЯР-Банк в равных долях принадлежит российскому
бизнесмену Михаилу Слипенчуку и японской SBI Holdings. Опыт
банковской «дочки» последней и стал основой стратегии российской
кредитной организации. Но если SBI Sumishin Net Bank работает без
личных контактов с клиентами, то в нашей стране практика будет
несколько другой.
«В отличие от японских коллег мы не можем
обмениваться документами с клиентами по почте: не всегда
располагаем актуальной информацией о фактическом месте проживания
клиента», — говорит Петр Павленко. Он также отмечает, что в Японии
практически отсутствует мошенничество в финансовой сфере, а у нас
нельзя строить работу без учета этого фактора.
«Поскольку законодательство требует личной
идентификации клиентов, первый контакт с банком у человека будет
живым: представитель банка доставит документы в указанное место и
время», — поясняет г-н Павленко. Сначала проект будет запущен в
Москве, где у кредитной организации есть два офиса. Затем
планируется выйти и в регионы, там точки открываться не будут.
Взаимодействие с клиентами будет происходить
дистанционно — через Интернет и представителей банка на
определенной территории. «Отсутствие затрат на содержание офисов
позволит нам предложить ставки по кредитам ниже среднерыночных», —
отмечает г-н Павленко. Депозиты также можно будет открывать через
Интернет, их доходность будет сопоставима с предложениями
конкурентов.
Первоначально фондирование будет осуществляться
за счет привлеченных средств граждан и юрлиц. «Затем мы планируем
при участии японских акционеров выйти на международный рынок
капитала и занимать там, предположительно в долларах. До запуска
ипотеки необходимо наладить механизм привлечения зарубежных
заимствований, чтобы обеспечить адекватное по стоимости и срокам
фондирование», — говорит финансист. По словам г-на Павленко,
ЯР-Банк будет ориентироваться на обслуживание граждан с доходом
выше среднего уровня — «хорошо зарабатывающих профессионалов».
Петр Павленко за время своей карьеры успел
поработать как в финансовых структурах, например в Дрезднер Банке и
МДМ Банке, так и в компаниях другой отрасли, вроде «Транстелекома».
Японские акционеры, безусловно, оценили тот факт, что г-н Павленко
окончил Институт стран Азии и Африки МГУ и в 1993–1997 годах
работал в Японии. Финансист знает японский язык, поэтому понимание
банкинга по образцу Страны восходящего солнца происходит более
просто.
Главные преимущества каналов дистанционного
обслуживания — их скорость, удобство и доступность, считает
директор по маркетингу Эlixir (Бинбанк) Мария Елютина. «Тенденция к
сокращению офисов есть в Европе, но у банков гораздо больше
отделений на количество клиентов», — замечает г-жа Елютина. «Для
большинства россиян живое общение со специалистами непосредственно
в офисе и построение доверительных отношений не заменить
дистанционным обслуживанием», — считает глава департамента развития
розничного бизнеса Связь-банка Алексей Бахаев. По его мнению,
отказаться от офисов смогут лишь банки-монолайнеры, предлагающие
легкие продукты — карты, экспресс-кредиты в интернет-магазинах.
http://rbcdaily.ru/finance/562949987095714