Ставки автокредитов растут, объемы выдачи
сокращаются
Елена Ъ-Пашутинская, Ирина Ъ-Парфентьева,
Дмитрий Ъ-Беликов
Крупнейшие игроки рынка автокредитования
повышают ставки на 1-3%, одновременно сокращая объемы выдачи
автокредитов. Банкиры мотивируют это ростом стоимости финансовых
ресурсов и нестабильной ситуацией на рынке. Удорожание и сокращение
выдачи автокредитов, с помощью которых покупается 50% автомобилей,
серьезно сократят объемы продаж и переместят спрос в сторону более
дешевых моделей. Автодилеры в этих условиях готовятся кредитовать
покупателей самостоятельно.
Вчера один из крупнейших участников рынка
автокредитования -- "Абсолют банк" сообщил о повышении ставок по
автокредитам. Как сообщил "Ъ" директор департамента розничных
банковских продуктов "Абсолют банка" Эмиль Юсупов, ставки по всем
программам (рублевым и долларовым) выросли на 2-3 процентных
пункта. "Сейчас по рублевым кредитам ставки установлены на уровне
14-15%, по долларовым -- 12-14%",-- сказал он. По словам господина
Юсупова, ставки повышаются в связи с изменением рыночной
конъюнктуры и удорожанием ресурсов для банка.
Повышение ставок по автокредитам -- общая
ситуация на рынке. "Мы подняли ставки на 2 процентных пункта, до
уровня 14% в рублях и 7,5% в долларах, по беспроцентному кредиту
единовременно взимается комиссия 0,75%, умноженная на количество
лет предоставления кредита,-- сообщил зампред правления банка
"Авангард" Валерий Торхов.-- Кроме того, на время кризиса мы
увеличили сроки выдачи уже одобренных кредитов". Со следующей
недели ставки собирается повысить Альфа-банк. "Мы не исключаем
повышения ставок в ближайшее время",-- заявил "Ъ" замдиректора
департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей
Лыкосов. В Юникредитбанке "Ъ" заявили, что в ближайшее время
кредиты подорожают. С 1 октября ставки по автокредитам на 1,5-3
процентных пункта повышает Райффайзенбанк. По словам одного из
банкиров, "фактически ставки по автокредитам повысили уже все
банки: те, кто этого не сделал, их просто не выдает".
Автодилеры также говорят о сокращении банками
объемов профильного кредитования. По словам опрошенных "Ъ"
представителей автодилерских компаний "Рольф", Genser, Major,
"Фаворит-Моторс", их основные банки-партнеры (Сбербанк, ВТБ 24,
Газпромбанк) уже увеличили ставку на 1,47-2% годовых. По словам
топ-менеджера одного из федеральных автохолдингов, количество
отказов на кредитование увеличилось в сентябре на 70%. "Первыми
кризис почувствовали региональные представительства, где объем
продаж снизился по итогам августа--сентября почти на 50%",--
пояснил собеседник "Ъ".
Объемы автокредитования банкиры сокращают вслед
за снижением объемов выдачи ипотечных кредитов. "Автокредиты --
второй по срочности банковский продукт после ипотеки, они выдаются
на три-пять лет, у некоторых банков есть программы на семь лет,--
поясняет руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Алексей
Марей.-- Для выдачи кредитов на длительный срок сейчас достаточно
сложно и дорого привлекать финансирование: соответственно, растут
ставки". Рынок автокредитования долгое время был высококонкурентным
и низкодоходным, августовский уровень ставок 10-14% сейчас
удерживать невозможно, считает Валерий Торхов.
По оценкам экспертов, из-за увеличения стоимости
кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое. "В
среднем по России в кредит продается порядка 50% машин",--
подсчитал Эмиль Юсупов. По данным аналитического агентства
"Автостат", в 2007 году было продано 2,4 млн новых автомобилей
(российского и иностранного производства), из которых 1,15 млн
приходится на продажи с использованием кредитных средств. Суммарный
объем рынка автокредитования -- $16 млрд, средний размер кредита --
$13,9 тыс. Соответственно, после повышения ставок эта доля может
снизиться до 20-30% в целом по России.
Сокращение спроса на автокредиты
вследствие их удорожания снизит объемы продаж, которые в последние
месяцы демонстрируют снижение темпов прироста. "Если по итогам
первого полугодия прирост по иномаркам составил 47%, то по итогам
года -- в пределах 30-35%",-- считает аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак. По мнению Алексея Марея, одновременно спрос
сместится в сторону более дешевых автомобилей.
Чтобы не допустить падения продаж (у различных
компаний доля реализации машин в кредит составляет от 30% до 50%),
автодилеры и автопроизводители готовы самостоятельно кредитовать
своих клиентов. На собственные кредитные программы рассчитывают
Ford и Renault. Аналогичную программу готовится запустить компания
SOLLERS (собирает легковые модели Fiat и SsangYong). "Сейчас место
крупных банков могут занять небольшие инвесткомпании, не
представленные ранее на российском рынке",-- поясняет совладелец ГК
"Фаворит-Моторс" Владимир Попов. По словам господина Попова, его
компания уже ведет переговоры с несколькими инвесткомпаниями о
возможности предоставления автокредитов. Первыми банковский рынок
начал осваивать крупнейший дилерский холдинг ГК "Рольф", объявив о
намерении приобрести банк "Капитал Москва".