«Роснефть» и «Транснефть» не смогли подписать
соглашение с Китаем в срок
Татьяна Милачева
России и Китаю не удалось договориться о
многомиллиардном кредите для «Роснефти» и «Транснефти». Переговоры
должны были завершиться вчера, однако Россию не устраивают условия
кредитования, предложенные Китаем. Стороны надеются уладить вопрос
до конца года. Аналитики подчеркивают, что с учетом длительной
процедуры согласования, свойственной китайцам, подписание
соглашения может затянуться на еще более длительный срок.
Россия и Китай пока не смогли согласовать
условия кредита на 25 млрд долл. для «Роснефти» и «Транснефти», но
надеются сделать это до конца года, сказал журналистам в Дели
министр энергетики Сергей Шматко, передает Reuters. Вице-президент
«Транснефти» Михаил Барков добавил, что переговоры продолжаются.
«Срок не был таким, что обязательно должны подписать, в меморандуме
было сказано, что будут предприняты все усилия, чтобы его
подписать. В ущерб качеству для российской стороны мы форсировать
(переговоры. — Reuters) не будем, будем обсуждать, пока не найдем
компромисс», — заявил г-н Барков. В пресс-службе «Роснефти» от
комментариев по этому вопросу отказались.
В конце октября между «Транснефтью» и CNPC было
подписано соглашение о строительстве ответвления на Китай от
нефтепровода ВСТО. «Роснефть» должна осуществлять ежегодные
поставки по 15 млн т нефти в течение двадцати лет. Тогда же стороны
предварительно договорились о выделении кредита под будущие
поставки. Как уже писала РБК daily, «Роснефть» рассчитывала
получить от Китая 15 млрд долл. в качестве предоплаты за поставки.
Сумма кредита «Транснефти» должна была составить 10 млрд долл. на
срок не менее десяти лет.
В середине ноября стало известно о приостановке
переговоров из-за неприемлемых условий, выдвинутых в Пекине.
Китайские партнеры запросили госгарантии погашения кредита, а также
гарантии поставок нефти. Кроме того, сторона хотела предоставить
средства под LIBOR+5%, что сопоставимо с условиями банковского
кредита, хотя первоначально речь шла о 7% годовых. Тогда переговоры
были прерваны российской стороной. Планировалось, что проекты
коммерческих договоров между российскими и китайскими компаниями по
поставкам топлива должны быть готовы 25 ноября. Однако стороны не
смогли подписать соглашение в срок.
По словам аналитика ИФК «Метрополь»
Алексея Кокина, в случае когда речь идет о таких значительных
суммах и длительном сроке кредитования, стороны будут вести
переговоры, пока не удастся решить все спорные вопросы. Для
китайцев характерна длительная процедура согласования. По прогнозам
аналитика, Россия и Китай подпишут соглашение только во второй
половине следующего года.