Ряд крупных российских продуктовых ритейлеров
фиксирует снижение объемов покупателей в своих торговых точках Все
объясняют тенденцию по-разному: кто-то винит в происходящем
ухудшение макроэкономической ситуации, другие ссылаются на сезонные
колебания рынка и верят в покупательную способность россиян.
Один из крупнейших игроков рынка, компания X5 Retail Group (владеет
сетями "Пятёрочка", "Копейка", "Перекрёсток" и "Карусель") объявил
о снижении выручки в третьем квартале 2011 года в связи с
неожиданным резким падением объема покупателей в магазинах всех
форматов.
Рост выручки, согласно собственной статистике
группы, несмотря на открытие новых площадок составил всего 4% в
годовом сопоставлении против 10% кварталом ранее. Совокупная
выручка снизилась на 6% в рублевом выражении.
Руководство X5 объяснило, что снижение главным
образом связано "с ухудшением экономической ситуации в России,
которое привело к соответствующему сокращению потребительских
расходов". Более того, компания понизила прогноз на полный 2011 год
по росту выручки в рублевом выражении с 40% до 35%.
"Сокращение потребления тренд, который наблюдается на всем рынке
российской продуктовой розницы", говорится в сообщении Х5.
Похожую тенденцию эксперты рынка уловили и у других крупных сетей
ритейлеров, но видят причину снижения спроса в увеличении объемов
сезонной уличной торговли.
Как говорит аналитик ИФК "Метрополь"
Татьяна Бобровская, снижение трафика покупателей продемонстрировали
также "О'Кей" и "Магнит". "Сказывается традиционный летний фактор -
появились рынки, ярмарки, уличная торговля. Не могу сказать, что
россияне отличаются оперативной потребительской реакцией на
глобальные экономические тренды. В 4 квартале показатели ведущих
сетей улучшатся", - говорит она.
В продовольственном сегменте Москвы и вовсе
отмечается дефляция на уровне 0,2%, сообщил сегодня департамент
торговли и услуг Росстата. Инфляция в РФ за этот же период
составила 4,7% и была ниже темпов роста цен. По данным
департамента, потребительские цены на крупы и сахар снизились в
столице в диапазоне от 1% до 6,9%. С начала октября картофель,
капуста, морковь и лук подешевели на 1,9%-12,1%.
Тигран Оганесян, аналитик ФК "Уралсиб" считает,
что на показателях крупных сетей текущая дефляция сказывается не в
последнюю очередь. "Люди потянулись в "Ашаны", на открытые рынки и
в маленькие магазинчики. Меняются привычки, заменяются продукты в
корзине, чаще используется мелкооптовая стратегия. На этом фоне
растут продажи небазовых товаров, то есть мы имеем дело не с
потерей потребительской уверенности, а с перераспределением средств
личного бюджета", - считает он.
Играет роль и низкий рост реальных доходов (1%),
ограничивший рост текущих расходов. При этом люди экономят на
продуктах, но все равно покупают вещи, приобретение которых
планировалось заранее.
В целом по России говорить об ощутимом спаде
пока не приходится, первые звоночки раздаются только в относительно
дорогом сегменте супермаркетов, уверена Екатерина Андриянова из
Rye, Man & Gor Securities. "Эффект ожидаемый - постоянно
количество покупателей расти не может ввиду ограниченной площади
магазина. До конца года сохранится умеренная инфляция, но хороший
прогноз по зерновым и мясу позволяет надеяться на то, что в этом
году сильной продуктовой инфляции мы уже не увидим", - считает
она.
В целом, в сегменте продуктового ритейла
происходит ужесточение конкуренции, что приведет к ограничению
возможности повышения цен для конечного потребителя. К тому же,
если отчисления по страховым взносам в ПФР, ФСС, федеральный и
территориальные ФОМСы (бывший ЕСН) с 34% снизят до 30%, согласно
планам правительства, для ритейла это станет большим плюсом, что
отразится и на конечном потребителе.