Ринат Накипов
Авиакомпании должны перевезти пассажиров, а
туроператоры – возместить расходыЗа неделю простоя по вине вулкана
Эйяфьятлайокудль европейские авиакомпании потеряли $1,7 млрд.
Такие данные привела Международная ассоциация воздушного транспорта
(IATA). «Для отрасли, которая, по прогнозам, в этом году должна
была потерять и так около $2,8 млрд, это разрушительный удар», –
заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. По его словам, сразу пять
авиакомпаний находятся на грани банкротства. Он пообещал обратиться
к властям Евросоюза с требованием возместить авиакомпаниям ущерб,
причинённый закрытием воздушного пространства, а также предложил
аэропортам не взимать плату за парковку самолётов с 15 по 21
апреля.
Коллапс затронул 20 млн пассажиров. По данным российского МИД,
почти 12 тыс. россиян по-прежнему не могут вернуться из Европы.
Наибольшее число наших граждан задержались на территории Германии
(около 7 тыс. человек) и Великобритании (5 тыс.).
Вчера авиакомпании выполнили почти 75% запланированных по
расписанию рейсов – 21 тыс. полётов из 28 тыс. Российские
авиакомпании также приступили к выполнению полётов по расписанию. В
города, где наблюдается большое скопление пассажиров, авиакомпании
направляют воздушные суда большей вместимости.
Согласно европейским законам, в подобной ситуации авиакомпании
обязаны бесплатно обеспечить пассажирам питание, спальные места и
медобслуживание, а также обмен билетов до места назначения.
Пассажиры, которые добрались до места назначения самостоятельно,
например на поезде, имеют право на возврат билетов за полную
стоимость.
Как пояснил «Гудку» аналитик инвестиционной компании «Проспект»
Александр Потавин, потери российской экономики в результате
извержения сложно точно оценить, так как большинство компаний,
которые пострадали от извержения, являются непубличными.
«Туроператоров много, поэтому нельзя назвать точную сумму потерь.
Однако понятно то, что вал судебных исков от клиентов впереди, так
как до конца авиасообщение не возобновлено», – отметил он. При этом
эксперт добавил, что инцидент мог коснуться сферы скоропортящихся
товаров: «В этой отрасли потери для российского бизнеса примерно
могут составить $100 млн».
Аналитик инвестиционной компании «Метрополь» Андрей Рожков отметил,
что экономический эффект от закрытия полётов в Европе был двояким.
«С одной стороны, авиакомпании сильно пострадали, но, с другой
стороны, железнодорожный и автомобильный транспорт, наоборот,
выиграл», – полагает эксперт (подробнее см. стр. 2). По его словам,
потери российских авиаперевозчиков в худшем случае могли составить
около $6 млн в день.
Руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что
общие потери российских авиаперевозчиков в результате запрета на
полёты оценить сложно. «Пока о своих убытках заявила только
«Трансаэро». За период с 16 по 19 апреля она потеряла 18–20 млн
руб. Другие перевозчики либо не подсчитали потери, либо не готовы
их объявить. Проблемы у авиакомпаний возникают не только из-за
требования компенсировать размещение пассажиров, но и в связи с
необходимостью полностью компенсировать стоимость билета. Пока
авиавласти России не заявляли о возможности выделения помощи из
госбюджета», – отметил он.